Найти в Дзене

Единственный годный российский сериал от создателей Метро-2033, который заслуживает Оскара

Привет, друзья. Посмотрел просто необычный сериал, спешу поделиться впечатлениями. Честно вам скажу, что я не отношу себя к любителям отечественной кинематографии, но этот сериал меня реально поразил. Неужели это сняли у нас? Прямо-таки не испытываешь чувство испанского стыда, скорее наоборот, понимаешь, что это самое годное, что ты видел за последние вон сколько лет. С чем у вас ассоциируется отечественный кинематограф? С Защитниками, вратарями галактики, фильмами Бондарчука, кучей разных тупых комедий вроде Ёлок №100500, а также с кучей штампованных фильмов о войне с клишированным сценарием и непониманием подвига народа, вроде Сталинграда и Зои Космодемьянской, которая воевала за булочку. Что касается сериалов, то здесь одни сериалы про бандитов, полицейских и воров, врачей и домохозяек - сплошная безвкусица. На фоне всего этого сериал "Топи" выглядит особняком. Но, опять-таки это не совсем сериал - это многосерийный художественный фильм. Сценарий к нему писал сам создатель Метро-2

Привет, друзья. Посмотрел просто необычный сериал, спешу поделиться впечатлениями. Честно вам скажу, что я не отношу себя к любителям отечественной кинематографии, но этот сериал меня реально поразил. Неужели это сняли у нас? Прямо-таки не испытываешь чувство испанского стыда, скорее наоборот, понимаешь, что это самое годное, что ты видел за последние вон сколько лет.

Скриншот из сериала
Скриншот из сериала

С чем у вас ассоциируется отечественный кинематограф? С Защитниками, вратарями галактики, фильмами Бондарчука, кучей разных тупых комедий вроде Ёлок №100500, а также с кучей штампованных фильмов о войне с клишированным сценарием и непониманием подвига народа, вроде Сталинграда и Зои Космодемьянской, которая воевала за булочку. Что касается сериалов, то здесь одни сериалы про бандитов, полицейских и воров, врачей и домохозяек - сплошная безвкусица.

На фоне всего этого сериал "Топи" выглядит особняком. Но, опять-таки это не совсем сериал - это многосерийный художественный фильм. Сценарий к нему писал сам создатель Метро-2033 Дмитрий Глуховский. Фильм годный, скажу честно, сейчас будут спойлеры (без них никак, к сожалению) и мои мысли по этому поводу.

Сценарий к фильму писался ещё 10 лет назад, но, к сожалению, не нашлось спонсоров (зато дети против волшебников и взломать блогеров тут же проспонсировал Фонд Кино, вот так), однако недавно проект поддержал Кинопоиск и Яндекс, потому его-таки реализовали, и это здорово. Тем не менее, несмотря на то, что сценарий был написан 10 лет назад он не потерял актуальности, скорее даже наоборот.

Сериал в смысле фильм достаточно жёсткий, потому не всем он понравится. Здесь автор хлёстко прошёлся по всем, потому, не исключаю, он может хлестануть и вас, от чего у вас может подгореть, но в этом, я считаю и задумка фильма. Чувствуешь, что получил некую пощёчину, но в этом-то и прелесть. А когда смотришь многие фильмы в полусонном состоянии и тут же о них забываешь или плюёшься - вот это куда хуже. Здесь автор прошёлся не только по обществу потребления и типичным москвичам, но и по атеистам и по так называемым современным народным героям.

-2

Сюжет в том, что больной раком богатый разработчик программ Денис отправляется в монастырь за чудом, куда его уговорила ехать его мама, но чтобы попасть туда в группу паломников нужно взять ещё несколько человек и он кидает в интернете кличь и находится ещё несколько человек, которые хотят или сбежать от проблем или же найти новый материал. Их встречает водитель, но их автомобиль сбивает грузовик, а затем ещё одна сцена, где грузовик вроде бы как и не сбивает их, а они вылетают на обочину и далее становится непонятно, что есть реальность. В итоге герои попадают в загадочное село Топи, где расположен тот самый монастырь, который оказывается заброшенным. Красивая природа Белоруссии, отличная полузаброшенная деревня, заброшенный монастырь, тоннели заброшенной части брестской крепости - просто отличный антураж! Топи напоминают нам чем-то "Город Зеро" - место в которое можно попасть, но нельзя выбраться. В целом, по началу сериал похож на растянутый классический и клишированный молодёжный ужастик, но не всё так просто, как кажется.

-3

Образы в фильме небанальные, яркие и живые и напоминают нам реальных людей.

Разработчик мессенджера с детектором лжи Тру-Ток, который не хочет сдавать ключи шифрования ФСБшникам и принципиальный борец за свободу переписки напоминает нам Павла Дурова.

-4

Журналист радио "Свобода" Макс, который везде суёт свою камеру телефона и пытается из всего сделать хайп - это образ собирательный, но по сути своей напоминает нам Илью Варламова.

-5

Женские образы также сильные. Эля - девушка, которую выдают замуж не по любви, которая воспитана в традициях, где женщина должна беспрекословно подчиняться воле старших. В результате перестрелки она убивает своего парня и пытается убежать куда угодно от себя. Не знаю, кого напоминает, не все фильмы я смотрел, но образ яркий.

-6

Соня, дочь типичного РПЦ-шного священника, вера которого только за деньги, сбежавшая из дома и потерявшая сестру, с которой так и не попрощалась на похоронах. Человек светлой души, которая не терпит фальши её отца, от которого убегает. Несмотря на её развратное поведение в некоторых моментах, она может считаться "незамутненной девушкой", сохранившей некую детскую наивность.

-7

Катя, несмотря на то, что у неё тоже было прошлое (не смогла отравиться таблетками и решила просто куда-то убежать от себя) она исчезает таинственно, но именно из-за её поисков герои и остались в Топях и не уехали сразу.

-8

Топи, я считаю, продолжает славную традицию постсоветского кино в духе того же Алексея Балабанова. Здесь авторы поставили просто нереальную задачу, подняли одновременно просто кучу философских проблем. Здесь и вопрос о том, что есть реальность, на который они дают ответ, что реальность определяется нашей верой, и да, здесь действительно ответ должен дать сам зритель. Или происходящее в фильме это чудеса, а если чудеса, то от кого? От Бога или от дьявола? А вдруг на самом деле герои погибли на машине, а сейчас они находятся в неком посмертии, первом круге ада - лимбе или чистилище. Эта теория находит массу подтверждений. К тому же, автор решил по своему пошутить. Что такое ад для типичного стереотипного москвича? Оказаться в глухой деревни без света, связи и цивилизации. Для особо рьяных материалистов есть своя версия - во всём попросту виновата отравленная химкомбинатом вода, от которой у героев возникают очень уж смысловые галлюцинации. Но можно ли всё это объяснить таким вот образом? А во что поверили вы? Какова ваша теория?

Автор поднимает также вопросы самопознания. Герои фильма столкнулись с совершенно необычными для них ситуациями. Смогут ли они сохранить в себе человечность или поведут себя как звери? Сможет ли Денис, эдакий герой и борец за свободу мысли человека, материалист, независимый и народный герой сохранить себя перед лицом неминуемой смерти от рака, на что он готов, чтобы изменить судьбу? Стать верующим, продать душу дьяволу или предать друзей или остаться собой и умереть... Сможет ли Макс, правдоруб, рыцарь правды и свободы, весь такой герой, бороться за эту самую правду или окажется таким же продажным, как и многие реальные прототипы с которых его собирательный образ писался. Является ли Эля по настоящему свободным человеком или всё же традиция подчиняться, что заложено в её генах и воспитании, возобладает над разумом? Что происходит с потерявшей веру дочерью священника Соней при виде чуда, когда ожила её сестра. Как отреагирует человек на то что он не в силах объяснить? Да и вообще, смогут ли герои сохранить дружбу и остаться людьми в такой вот необычной обстановке? И, к сожалению, (спойлер), герои оказываются совсем не те, кем кажутся самим себе.... Все ли дойдут до конца? Кто останется жив?

Герои оказываются просто в немыслимо жёстких ситуациях, проходят тяжёлые испытания, именно в такой момент и раскрывается подлинная суть человека, о которой не знал даже он сам. В этом и заложена идея самопознания. В сериале просто куча сильных, жёстких и душераздирающих сцен. Эти моменты заставляют зрителя буквально трястись до мурашек.

Ну и конечно же сам маньяк - Хозяин. Да, нашим удалось снять отличный триллер и наш Хозяин выглядит не так уж и плохо даже рядом с Конструктором из пилы и Лектером, хотя бы тем, что он оригинален и тем, что по сути обнажает проблему русского и не только менталитета. "Так ли нужна вам эта свобода ведь подчиняться ваша природа" (С) Отто Дикс. Человеку всегда нужен хозяин. Здесь он выступает и как бог и как дьявол. Именно он заставляет людей совершать жесточайшие поступки, порою продавать душу, как дьяволу. А если рассматривать его как бога, то он скорее ветхозаветный, тот, что насылал потопы и чуму и испытывал людей.

В отличие от других маньяков у хозяина нет никакого оружия, тем не менее он заставляет людей подчиняться и класть головы на плаху.

-9

Автор здесь тонко намекает на политическую ситуацию в России. Над тем, что у нас всего лишь кучка олигархов и власть имущих, которые купили всё в том числе и силовиков, а народ не может ничего сделать, не может сказать НЕТ, потому из него вьют верёвки. Граница у домика бывших заключённых - это аллегорический образ нелепых российских законов, за нарушение которых показательная кара, чтобы другим было не повадно их нарушать. Ну и в качестве дополнительного намёка нам даётся горящий двуглавый орёл.

-10

Кстати, вспоминается на тему старый анекдот. На собрании объявляют: "Завтра каждого десятого будут вешать". Один гражданин спрашивает: "А верёвку с собой приносить или профсоюз выделит?"

Автор также поднимает вопрос любви, что есть любовь? Это любовь к телу или к душе? Загадочная девушка - эталон сексуальности, которая ухаживает за сумасшедшей матерью. У неё даже телик есть и достаточно современно обустроен дом, но она почему-то не уезжает отсюда.... не всё с ней так просто... В неё влюбляется Макс, ухаживает за ней, но получает отказ, меж тем, она отдаётся богатому Денчику, однако он не получает счастья от этого запретного плода, т.к. раскрывается.... я предполагал это и моё предположение сбылось (не буду спойлерить).

Героиня - некий эталон сексуальности.
Героиня - некий эталон сексуальности.

Топи также являются прообразом Исполнителя желаний из Сталкера. Будь осторожен в своих желаниях, они имеют свойство сбываться, только не так, как хотелось бы. Денис исцеляется, но... продаёт душу дьяволу, Катя хотела исчезнуть и исчезает совсем, но о ней позже, Соня переживала за потерю сестры и она получает свою сестру, но она не может покинуть пределы монастыря, Макс находит девушку своей мечты и расследование, настоящее дело, которое он так долго искал.

В сериале есть некоторые сцены и моменты, значения которых я лично не понял. Это например эти катающиеся танцоры, к чему, в чём намёк?

-12

Сцена с перестрелками, вертолётом и военными, попавшими сюда прямиком из Чечни 90-х годов и куда-то потом девшимися также выбивается из общей канвы сериала. Автор хотел дать отсылку на войну в Чечне, но до конца этот момент я не понял.

К недостаткам фильма следует отнести и некоторые нестыковки сюжета, нелогичные переходы, есть ли некое время общее, почему одна сцена происходит днём, другая одновременно ночью? Почему Макс, увидев платок Кати, не направляется искать в том злополучном доме, где живёт второстепенный маньяк, участвовавший в войне в Чечне? Хотя всё на него указывало. Да и вообще, судьба Кати? Что с ней произошло? Куда она пропала? Это к сожалению упущение, тем более, что это не совсем уж и фоновый персонаж, которого в начале должны были убить и всё, у неё была биография, и её могли бы и снова ввести в определённый момент и разыграть с ней что-нибудь, пусть даже нелепую гибель, но нет... её попросту слили. С другой стороны старая бабушка с жёлтым платком возможно и есть Катя? Строим теории по хлебным крошкам, по её репликам....

-13

Стоп. Хлебные крошки? Теории? Русский сериал? Когда вы последний раз смотрели русский фильм, где нужно строить теории? А здесь вот это хочется, хочется его обсуждать и строить теории. За это жирнейший плюс в итоге.

Ну и ещё один как бы спорный момент (спойлер). Автор всё-таки явно склоняет нас на версию, что это отравленная вода, после которой у всех возникают видения, когда в конце участковый пьёт воду и у него "оживает" умерший сын. Этот момент немного перечёркивает каноничность фильма, но финал в стиле "каникулы строгого режима" и города Зеро немного всё-таки возвращают нас в теорию о посмертии. Вообще, у фильмов подобного рода обязательно должен быть открытый финал, и не должно быть прямых ответов, я считаю, чтобы зритель сам сделал свои выводы, здесь же немножечко перемудрили с этим.

Топи иногда сравнивают с "Солнцестоянием", считая плагиатом. Честно сказать, сравнение неудачное. Это совершенно разные фильмы, хотя не исключаю, что он вдохновил авторов каким-то образом. А так, мне лично фильм напомнил скорее такие фильмы как "Город Зеро", "Я тоже хочу", "Груз-200", "Пила", "Сталкер", "Комедия строгого режима (в самом самом конце фильма".

Вообще Топи нельзя сравнить с традиционными ужастиками. Здесь помимо ужасов есть кое что от Булгаковской фантастики. Только если Булгаков отхлестал типичных советских личностей, таких как Шариков или Иван Бездомный, то здесь уже герои нашего времени.

Возможно я многое упустил и не понял, я не исключаю, тем не менее...

Моя оценка сериалу 9/10. Очень жаль, что рейтинг его всего 7. Наверное потому, что всё слишком жёстко и хлёстко и потребитель не всегда способен понять, да и чего понимать, когда автор жестко хлещет самого этого потребителя. Да и ещё проблемка - кино не для всех! Ограничение по возрасту 18+, к тому же не рекомендуется особо впечатлительным людям. Для иностранного зрителя вообще наверное этот фильм покажется странным, т.к. фильм снимался именно для российского зрителя.

Честно сказать, сериал "Топи" вызывает некое чувство гордости за страну, у нас сняли действительно нечто годное, фильм, который на фоне "Матрицы-4", ремейка Дюны, политкорректных американских фильмов, Диснея, а также супергеморройской марвеловской и дисишной штамповки выглядит более чем на высоте. Я бы номинировал его на фильм года, поскольку это лучшее, что я смотрел из кино 2021 года. Очень жаль, что такие проекты часто загибаются и не доходят до зрителя, к ним стоит отнести тот же сериал "Мы люди". А сколько таких мы не знаем... Но это уже тема другого поста.

ЗЫ. Хозяин уже по рукам пошёл. Генерал Дрейков из фильма по вселенной Marvel "Чёрная вдова" - ну копия хозяина по характеру и игре и манере. Вот так. Это успех.

-14

А вы смотрели Топи? Обсудим. Ставьте лайк, подписывайтесь и оставляйте комментарий. Пообщаемся.

#кино #отечественное кино #обзор