Дефицит культуры и духовности негативно влияет на развитие
личности, что отражается в поведении, нравственности. Нигилистическое
отношение к ценностям искусства, к традициям народа. И одной из основных
задач по духовно - нравственному воспитанию является – развитие интереса
к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о
русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой
приобщения детей к истокам русской народной культуры
Наши шаги были в следующем направлении:
1. Создали условия для приобщения детей старшего дошкольного
возраста к красоте и мудрости русского народа, убранства избы.
2. Предоставили детям знания о русской избе – символе истории,
народа, её красоте, пользе и значимости для человека.
3. Пополнили словарный запас детей словами старины и
словосочетаниями: "Ухват”, “Самовар - глава стола”, “печь-кормилица”,
“Половики”, “Прялка”, Чугунок”, и. т. д.
4. Способствовали формированию интереса к прошлому своего
народа, к его особенностям и традициям.
5. Развивали эмоциональную отзывчивость у детей через
ознакомление с произведениями изобразительного искусства, со стихами,
песнями, хороводами о русской избе.
6. Формировали положительное взаимоотношение со взрослыми и
сверстниками в процессе деятельности по созданию предметов быта русской
избы;
7. Формировали взаимопомощи, взаимовыручки, создание
благоприятной атмосферы во время деятельности;
8. Привлекали родителей к созданию мини-музея «Наша русская
изба».
На организационном этапе мы планировали познавательно-речевую,
изобразительную и музыкальную деятельность с детьми по ознакомлению с
русской избой, подбирали информационный и поэтический материал о
русской избе. Далее мы создавали конспекты НОД по художественно-
эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник
рисования и активно готовили сценарий праздника «Веселые посиделки».
На внедренческом этапе мы проводили беседы с детьми о старинном
убранстве русской избы, рассматривали репродукций картин Василий
Григорьевич Перов. «Ночью в избе». Эскиз для «Спящие дети», Илья
Ефимович Репин. «В избе». 1895. и читали стихи о русской избе. Большим
событием было посещение Музейно-выставочный комплекс в городе Лесной
по теме “Русская изба” и создание собственного мини-музея «Наша русская
изба» внутри группы
Вовремя НОД мы изучали русскую избу, внешнее оформление изб и
внутреннюю обстановку и на прогулке сопоставляли и анализировали
современные фасады зданий со старинными, собственные интерьеры с
убранством на Руси.
Мы настолько увлеклись данной темой, что обратились к родителям
нашей группы помочь нам создать мини-музей «Наша русская изба». Так в
нашем музее появились различные утвари старины, чугунок, самовар, лапти,
печь, игрушки. Дети рассказывали об экспонатах, принесенных ими в музей.
Таким образом, продолжалась работа по развитию речи наших
дошкольников. Они учились составлять рассказы.
В процессе изобразительной деятельности мы с детьми закрепляли
знания о символах того времени, вероисповедания, особенностях интерьера.
Вместе с тем закрепили умения создавать деревья в технике оригами и
познакомились с рисованием в технике монотипия. В процессе музыкальной
деятельности, которая проводилась как в музыкальном зале, так и на улице,дети знакомились с песнями, хороводами о русской избе, о обычаях встречи
гостей, гостеприимстве. В процессе разучивания русских народных песен
внимание детей обращалось на присутствие в тексте ласковых слов:
ставенки, избушечка, хозяюшка и произношение этих слов с другим
ударением. Тем самым выражается любовь к образам, воспетым нардом.
Обогащался и словарь детей. Решались задачи певческой деятельности. При
разучивании хороводных движений, обращали особое внимание на осанку. У
детей воспитывалось и эстетическое чувство. Почти все дети эмоционально
откликались на музыкальный материал. Пели и танцевали с удовольствием.
Обобщающей этап включал в себя два интересных мероприятия. Это
праздник русской избы и презентация мини-музея детям подготовительной к
школе группе “Лучики”.
Праздник вызвал много положительных эмоций у детей. В гостях в
избе встречались разные сказочные герои: домовой, лиса, волк, медведь и
сама хозяйка русской избы. Дети пели, танцевали, отгадывали загадки, с
гордостью демонстрировали свои знания об убранстве русской избы.
На презентацию мини-музея пригласили детей из группы №17. Дети
группы- «Любознайки» выступили в роли экскурсоводов. Конечно, это были
очень коротенькие рассказы, и выступали не все дети, но такая встреча
останется в памяти надолго. Дети эмоционально восприняли данный опыт,
что родители не смогли это не заметить. Дети-экскурсоводы выросли в
собственных глазах, а некоторым слушателям тоже захотелось выступать.
Надеемся, что в следующий раз рассказчиков будет больше. Приглашенные
дети были очень заинтересованы и задавали много интересных вопросов.
Анализирую вышеизложенную работу мы получили, что дошкольники
получили новые знания о культуре своего народа, об особенностях жилья в
то время, какие предметы используются по сей день, как они
модифицировались, а какие предметы исчезли.
Наша деятельность по данному направлению обеспечила возможность
познакомиться с ролью русской избы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и прийти к выводу, как жили люди на Руси. В
процессе реализации проекта были созданы условия для формирования у
детей таких личностных качеств, как коммуникабельность,
доброжелательность, сопереживание. Данный проект способствовал
развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников.
Благодаря проведенной работе, наши дети могут осознанно общаться на тему
русской избы, о том какую роль она играла в жизни людей и в истории
культуры. Мудрость передается через поколения.