Не секрет, что советские дизайнеры при разработке той или иной очередной новой модели легкового автомобиля любили посматривать на продукцию конкурентов из Восточной Европы. И яркий тому пример легковой автомобиль Москвич 2140, он же АЗЛК 2140.
Интересной особенностью этого автомобиля являются боковые воздухозаборники, выполненные из чёрного пластика, которые красовались на задних крыльях прямо над задними колёсными арками.
Многие тогда удивлялись, мол, зачем Москвичу, у которого двигатель спереди, эти странные вентиляционные решётки?
Это сейчас у современных автомобилей полно всяких фальш-накладок и прочих пластиковых решёток, которые вообще никуда не ведут. А в советское время было всё иначе: поставил решётку - изволь обосновать её необходимость и отчитаться за потраченные средства и трудочасы.
Разумеется, эти боковые воздухозаборники никуда не вели:
Но тогда отсюда возникает вопрос: откуда взялся этот элемент дизайна экстерьера в виде ненужных решёток?
На самом деле облик Москвича 2140 и его отдельные элементы были частично скопированы с уже существующих на тот момент иностранных моделей. Так например если взять чехословацкую Шкоду 100 и посмотреть на неё сзади, то её внешний вид и отдельные элементы как бы намекают нам, на что именно заглядывались советские дизайнеры:
Skoda 100 выпускалась с 1969 года, а вот Москвич 2140 производился в Москве на заводе АЗЛК с 1975 года. Так что можно сказать, что на Шкоду любовались около шести лет.
Как можно видеть были скопированы с незначительными изменениями задние фонари. Но интересно другое. У Шкоды 100 есть две боковые решётки-воздухозаборника, которые тоже над задними колёсными арками. Но они больше, чем те, которые мы видим у Москвича. И чтобы никто ничего не заподозрил, советские инженеры не стали копировать их полностью, а просто взяли другие, те что Шкоды сверху чёрного цвета на задних боковых стойках.
И если для Москвича это всего лишь элемент дизайна, то вот Шкоде эти воздухозаборники были нужны. Потому что она заднемоторная. У неё двигатель там же, где у Москвича багажник. И на фото можно хорошо видеть, как от этих решёток исходят воздуховоды и идут на радиаторы. В свою очередь отработанный горячий воздух отводится через длинную вентиляционную решётку, что под задними фонарями. Но советские дизайнеры решили её не копировать, чтобы не спалиться окончательно.
Отсюда делаем вывод, что эти боковые решётки на Москвиче 2140 есть только потому, что они были на той машине, с которой была срисована задняя часть.
И тут вы наверное подумали, что автор прицепился к отдельным элементам Москвича, хотя в остальном он был уникальным.
Но на самом деле это не так. Вот взять к примеру его "морду лица" Москвича: и здесь мы видим пластиковую решётку радиатора, а также фары, которые напоминают усечённые сверху и снизу круглые фары.
И отсюда возникает вопрос: а мы раньше что-то подобное уже видели, или это уникальный дизайн?
Вот, полюбуйтесь:
Да, это латвийский РАФ 2203, и его начали разрабатывать ещё в 1971 году. А в 1973 году он уже попал на конвейер. А Москвич 2140, как уже было упомянуто выше, начали делать только в 1975 году.
Поразительное сходство "морды" Рафика с "мордой" Москвича 2140, не правда ли?