Найти тему

Навязывание ничтожного образования.

Все сходятся на том, что систему надо кардинально менять, но спрашивать на какую именно не стоит, ответ будет один - "на инновационную". Даже распишут её, но довольно схематично и лозунгообразно, сообщат приблизительные критерии, выдвинут общие принципы, но без конкретики и особой новизны. Например, заявят об основном признаке постиндустриального образования - приоритет научного знания. Несколько неожиданная особенность: ведь такой статус был и у индустриальной системы. Перенос старых свойств и признаков на постиндустриальную модель весьма характерен.

Демонтаж системы, выдержавшей вековые испытания, которым занимаются либералы, ни к чему хорошему не привёл и не приведёт. Система образования по определению не может быть устаревшей, потому что её реформирование последние десятилетия идёт постоянно, не прекращаясь.

К примеру, США, которые без достаточных на то оснований считаются чуть ли не эталоном образования и образчиком для подражания, периодически проводят генеральную ревизию своей системы образования и делают соответствующие выводы, сутью которых всегда был неизменный лозунг: "Нация в опасности,". Америка в срочном порядке мобилизовала властные силы на борьбу с угрозой, и, как могла, пыталась привести систему образования в подобающий времени и запросам страны вид.

Также серьёзно к "обустройству" образования относятся в Великобритании, Японии, Германии, Франции. Озабоченность состоянием государственного образования вылилось в заметные успехи для Китая, Кореи, Сингапура.

В 1983 г. по поручению президента Р. Рейгана был написан и опубликован доклад под названием "Нация в опасности" (A Nation at Risk). В нем указывается: "В настоящее время уже невозможно обеспечить прогресс в области науки и техники лишь за счёт небольшой группы хорошо подготовленных людей". В связи с этим цель американской реформы образования "должна состоять в максимальном развитии способностей каждого. Для достижения этой цели необходимо, чтобы образование предъявляло действительно высокие, а не минимальные требования к знаниям учащихся. Это не должно зависеть от того, талантливы ли они или обладают меньшими способностями, зажиточна ли семья или испытывает материальные трудности". План Рейгана содержал по меньшей мере две ошибки. Первая – в эквивалентности понятий "талант" и "способности", а другая – в методе достижения максимального развития способностей. По мнению Р. Рейгана, стоит лишь повысить требования к учащимся в отношении качества получаемых знаний и дело в шляпе.

С того времени без постановки подобной цели – повышение способностей – не обходиться ни одна образовательная реформа в мире, но увы, исполнить её не получается по разным причинам. Главная из них заключается в том, что в условиях ИСО и её парадигмы такая цель не достижима. Необходимо менять всё: систему, технологию обучения и парадигму.

Потуги реанимировать (реформировать, модернизировать) образование происходили и происходят в государствах постоянно и с разным успехом. С наступлением постиндустриальной эпохи попытки настроить образование в соответствии с запросами нового времени не прекращаются, но они обречены на неудачу. Однако никто, при всех призывах к новому образованию, не предлагает радикальным образом пересмотреть парадигму индустриального образования и саму систему, изначально высокозатратную для бюджета государств и граждан, и всё более и более неэффективную.

Последние реформы в тех же США не дают необходимого эффекта. В 2001 г. был пересмотрен закон 1965 года "The Elementary and Secondary Education Act" ("О начальном и среднем образовании"), ESEA, и на следующий год вступил в действие закон, получивший название "No Child Left Behind", NCLB, ("Ни одного отстающего ребёнка"). Направленность реформы — на слабого ученика. Её инициатором был Дж.Буш-младший, не лучший ученик в классе и студент в университете. Движущей силой его реформы стало тестирование. Тесты, конечно, были не такие ветвистые, как ЕГЭ, их всего три, но суть та же. Закон значительно подорвал систему образования, особенно в отношении одарённых детей. Власти спохватились достаточно быстро. В 2007 NCLB собирались отредактировать. В 2009 году на посту президента Дж.Буша-младшего сменил Барак Обама, и в 2010 году было решено разработать новый закон. В декабре 2015г. Б. Обама подписывает "Every Student Succeeds Act", ESSA, ("Каждый ученик успешен"), что, по сути, означало возвращение к Закону об начальном и среднем образовании (ESEA). Новая реформа установила критерии глобальной конкурентоспособности успешности и готовности каждого ученика к обучению на следующих ступенях образования и к жизни.

Бег трусцой по следам Америки, бездумное копирование американской образовательной походки больше напоминает в России не заимствование положительного опыта, а пародию. У нас не учатся на чужих ошибках, а перенимают их, причём досконально, до мелочей. Специфика российского образования постсоветского времени – обязательно вступить на дорогу, вымощенную вовсе не жёлтым кирпичом,

ЕГЭ и Болонская двухуровневая система, к которой кстати, США не присоединились, высшего образования не привели к повышению качества образования. Да и не могли, потому что каких-либо новых дидактических технологий предложено не было. На качество обучения никакого влияния не окажет ни мобильность участников, ни обмен программами, ни развитие учебных планов, ни разработка любых критериев. Только дидактическими средствами можно обеспечить эффективность образования. Болонский процесс, создававший единое образовательное пространство в Европе и, помимо других целей, помимо других целей преследовавший до сих пор несбывшуюся: повышение качества образования, уже с момента подписания Болонской декларации в 1999г. вызвал волну массовых протестов в европейских странах, которая только нарастает.

В Федеральном докладе Национальной комиссии США по качеству образования "Нация на грани риска: необходимость реформы образования" констатируется следующее. "Нация в опасности, так как образовательные основы нашего общества в настоящее время подтачивает все более нарастающая волна посредственности, которая угрожает будущему нации и страны в целом… Если бы недружественная нам держава предприняла попытку навязать Америке такую посредственную систему образования, которая существует сегодня, мы бы расценили это как акт войны". Ох, эти кровожадные американцы. То ли дело миролюбивая Россия: перенимая все западные тормоза образовательной политики, считает это дружеским актом.

Отечественное образование, которое пока ещё тлеет в стране со всеми своими, а не западными недостатками, – это и есть Россия.