Марианну Брандт знают многие из-за её эффектных работ. Пару недель назад решила посмотреть стрим. Тема - моя любимая, посвященная истории первой школы дизайна Баухаус. Учиться никогда не поздно! Свежий взгляд другого исследователя, тем более историка, может изменить привычные представления о хорошо известном. Тем более, что недавнее столетие школы Баухаус привело не только к открытию нового музея - Bauhaus-Museum Weimar, но и организации многочисленных тематических выставок, посвященные деятельности школы, появлению большого количества документов, оригинальных исследований etc.
В начале стрима была показана фотография чайника Марианны Брандт как пример нового типа продукции, образца промышленного дизайна, разработанного в Баухаус. Всё бы отлично, если бы работы Брандт не были бы приписаны немецкому архитектору и дизайнеру Петеру Беренсу, кстати, не имеющему никакого прямого отношения к Баухаус.
Подобные оплошности я могла списать на волнение, которое сопровождает начало любого публичного выступления. Но дальше количество грубых ошибок увеличилось, а для стримера - человека с историческим образованием (sic!) - забыть о необходимости проверки фактов - непозволительно. Для историка фактчекинг - это "нашё всё"! Мои аккуратные комментарии об авторстве работ Брандт были моментально удалены, а я, в очередной раз, призадумалась, что мифологизация знания продолжается!
Чайный сервиз, как и прочие разработки Марианны Брандт, действительно, обращают на себя внимание. По разным причинам. Обычно отмечают филигранную работу с формой предмета, где в основе простые, элементарные формы - круг, треугольник, квадрат - которые стали азбукой нового художественного языка XX века. Но для одних 1920-е -1930-е - время немецкого авангарда, для других - время ар деко, Поиск новых форм в искусстве, архитектуре и дизайне не изолирован от многочисленных влияний: и для авангарда, и для ар деко характерен приоритет геометрических форм, игра с масштабом, использование новых и/или неожиданная трактовка традиционных материалов, возрождение позабытых традиций и ремесел.
Брандт работала с "немецким серебром" или нейзильбером - материалом, по внешним характеристикам напоминающий благородный металл, но состоящим из цинка, меди и никеля. Кстати, и сама мастерская по металлу в Баухаус была организована на базе бывшей кузницы золота, серебра и меди в Веймаре. Все ученики изучали техники работы с разными, в том числе и благородными металлами, а количество способов обработки металла впечатляло. Важно, что Брандт была единственной девушкой среди сурового мужского коллектива ME (аббревиатура мастерской по металлу)!
Сервиз Бранд уникален по исполнению, это пример работы с металлом методом холодной ковки. И в экземпляре, хранящемся в Британском музея, хорошо видны следы молотка. Считается, что это самая ранняя из 7 известных моделей и единственная, на которой видны следы молотка Брандт. Все модели Брандт 1920-х годов выполнены вручную. Ни о каком серийном производстве речи и не шло. Хотя перед студентами стояла задача разработки предметов, которые впоследствии можно было запустить в производство. Возможно ли было серийное производство чайников Брандт? Вопрос вопросов.
Чайный сервиз был изготовлен из высококачественных материалов - "немецкого серебра" или нейзильбера, эбенового дерева (ручки), и рафии (оплетка ручки чайника для горячей воды). Последние два материала эбеновое или чёрное дерево, как и рафия были материалами, привезенными с далекого "Чёрного континента", они - африканского происхождения, что сразу делает предмет исключительным и дорогостоящим.
В пику себе скажу, что исследуя коллекцию Индустриального музея в Оберхаузене нашла неожиданный предмет - электрический чайник Rowenta, созданный в это же самое время, в 1925 году. Форма не такая эффектно-лаконичная, как у Брандт, но по размерам и объёму схожая. При изготовлении этого электрочайника тоже использовалась рафия в оплётке ручки и пробковое дерево, из которого изготовлена ручка-кнопка на крышечке. Оба материала - из Африки. Компания Rowenta в 1920-х-1930-х годах (вместе с AEG и Miele) была заметным игроком на рынке бытовых приборов! Но все эти привычные и для современного человек устаревшие (почти архаичные) электрические чайники могли позволить себе исключительно состоятельные бюргеры! В городской черте немецких городов в 1920-х-1930-х не так много было электрифицированного жилья! Электрочайники - предметы элитного потребления!
По факту, к чайнику Марианны Брандт - предмету элитного потребления, изготовленного вручную из изысканных материалов, следует относится как к предмету ювелирного толка. Т.е сервиз Марианны Брандт - предмет искусства, а не дизайна. Это один из множества прототипов этого времени, который мог быть доработан и запущен в серию, но этого в 1920-е годы не случилось. И любопытно, что многие разработки студентов и преподавателей Баухаус в истории получили формальный статус "икон дизайна", фактически, не будучи запущенными в серийное промышленное производство.
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь. пожалуйста своим впечатлением. Для автора - это важно!