Найти тему

Тонкие грани стиля. Марианна Брандт и её чайник: ювелирное изделие или промышленный дизайн?

Марианна Брандт, фотопортрет, 1929. Архивы Баухаус, Берлин,  официальный сайт - www.bauhaus.de
Марианна Брандт, фотопортрет, 1929. Архивы Баухаус, Берлин, официальный сайт - www.bauhaus.de

Марианну Брандт знают многие из-за её эффектных работ. Пару недель назад решила посмотреть стрим. Тема - моя любимая, посвященная истории первой школы дизайна Баухаус. Учиться никогда не поздно! Свежий взгляд другого исследователя, тем более историка, может изменить привычные представления о хорошо известном. Тем более, что недавнее столетие школы Баухаус привело не только к открытию нового музея - Bauhaus-Museum Weimar, но и организации многочисленных тематических выставок, посвященные деятельности школы, появлению большого количества документов, оригинальных исследований etc.

В начале стрима была показана фотография чайника Марианны Брандт как пример нового типа продукции, образца промышленного дизайна, разработанного в Баухаус. Всё бы отлично, если бы работы Брандт не были бы приписаны немецкому архитектору и дизайнеру Петеру Беренсу, кстати, не имеющему никакого прямого отношения к Баухаус.

Марианна Брандт в своей комнате в общежитии Баухаус, Дессау, 1929. Архивы Баухаус, Берлин,  официальный сайт - www.bauhaus.de
Марианна Брандт в своей комнате в общежитии Баухаус, Дессау, 1929. Архивы Баухаус, Берлин, официальный сайт - www.bauhaus.de

Подобные оплошности я могла списать на волнение, которое сопровождает начало любого публичного выступления. Но дальше количество грубых ошибок увеличилось, а для стримера - человека с историческим образованием (sic!) - забыть о необходимости проверки фактов - непозволительно. Для историка фактчекинг - это "нашё всё"! Мои аккуратные комментарии об авторстве работ Брандт были моментально удалены, а я, в очередной раз, призадумалась, что мифологизация знания продолжается!

Марианна Брандт, чайник MT 49, 1924, The Museum of Modern Art/MoMA, Нью-Йорк, официальный сайт -  www.moma.org
Марианна Брандт, чайник MT 49, 1924, The Museum of Modern Art/MoMA, Нью-Йорк, официальный сайт - www.moma.org

Чайный сервиз, как и прочие разработки Марианны Брандт, действительно, обращают на себя внимание. По разным причинам. Обычно отмечают филигранную работу с формой предмета, где в основе простые, элементарные формы - круг, треугольник, квадрат - которые стали азбукой нового художественного языка XX века. Но для одних 1920-е -1930-е - время немецкого авангарда, для других - время ар деко, Поиск новых форм в искусстве, архитектуре и дизайне не изолирован от многочисленных влияний: и для авангарда, и для ар деко характерен приоритет геометрических форм, игра с масштабом, использование новых и/или неожиданная трактовка традиционных материалов, возрождение позабытых традиций и ремесел.

Люсия Мохой-Надь, чайный и кофейный набор Марианны Брандт,  1925, фото из Архивов Баухаус, Берлин,  официальный сайт - www.bauhaus.de
Люсия Мохой-Надь, чайный и кофейный набор Марианны Брандт, 1925, фото из Архивов Баухаус, Берлин, официальный сайт - www.bauhaus.de

Брандт работала с "немецким серебром" или нейзильбером - материалом, по внешним характеристикам напоминающий благородный металл, но состоящим из цинка, меди и никеля. Кстати, и сама мастерская по металлу в Баухаус была организована на базе бывшей кузницы золота, серебра и меди в Веймаре. Все ученики изучали техники работы с разными, в том числе и благородными металлами, а количество способов обработки металла впечатляло. Важно, что Брандт была единственной девушкой среди сурового мужского коллектива ME (аббревиатура мастерской по металлу)!

Мастерская по металлу, Баухаус, Веймар, 1923. Архивы Баухаус, Берлин,  официальный сайт - www.bauhaus.de
Мастерская по металлу, Баухаус, Веймар, 1923. Архивы Баухаус, Берлин, официальный сайт - www.bauhaus.de

Сервиз Бранд уникален по исполнению, это пример работы с металлом методом холодной ковки. И в экземпляре, хранящемся в Британском музея, хорошо видны следы молотка. Считается, что это самая ранняя из 7 известных моделей и единственная, на которой видны следы молотка Брандт. Все модели Брандт 1920-х годов выполнены вручную. Ни о каком серийном производстве речи и не шло. Хотя перед студентами стояла задача разработки предметов, которые впоследствии можно было запустить в производство. Возможно ли было серийное производство чайников Брандт? Вопрос вопросов.

Марианна Брандт, чайник для заварки MT49, 1924, новое серебро, эбен, экземпляр Британского Музея, Лондон, официальный сайт - www.britishmuseum.org
Марианна Брандт, чайник для заварки MT49, 1924, новое серебро, эбен, экземпляр Британского Музея, Лондон, официальный сайт - www.britishmuseum.org

Чайный сервиз был изготовлен из высококачественных материалов - "немецкого серебра" или нейзильбера, эбенового дерева (ручки), и рафии (оплетка ручки чайника для горячей воды). Последние два материала эбеновое или чёрное дерево, как и рафия были материалами, привезенными с далекого "Чёрного континента", они - африканского происхождения, что сразу делает предмет исключительным и дорогостоящим.

Марианна Брандт, чайник для горячей воды, нейзильбер, рафия, эбен. 1924, The Museum of Modern Art/MoMA, Нью-Йорк, официальный сайт -  www.moma.org
Марианна Брандт, чайник для горячей воды, нейзильбер, рафия, эбен. 1924, The Museum of Modern Art/MoMA, Нью-Йорк, официальный сайт - www.moma.org

В пику себе скажу, что исследуя коллекцию Индустриального музея в Оберхаузене нашла неожиданный предмет - электрический чайник Rowenta, созданный в это же самое время, в 1925 году. Форма не такая эффектно-лаконичная, как у Брандт, но по размерам и объёму схожая. При изготовлении этого электрочайника тоже использовалась рафия в оплётке ручки и пробковое дерево, из которого изготовлена ручка-кнопка на крышечке. Оба материала - из Африки. Компания Rowenta в 1920-х-1930-х годах (вместе с AEG и Miele) была заметным игроком на рынке бытовых приборов! Но все эти привычные и для современного человек устаревшие (почти архаичные) электрические чайники могли позволить себе исключительно состоятельные бюргеры! В городской черте немецких городов в 1920-х-1930-х не так много было электрифицированного жилья! Электрочайники - предметы элитного потребления!

Электрический чайник Rowenta,  Завод металлических изделий Rowenta GmbH, Оффенбах-ам-Майн, металл, рафия, пробка, Индустриальный музей, Оберхаузен, Германия, официальный сайт - www.industriemuseum.lvr.de
Электрический чайник Rowenta, Завод металлических изделий Rowenta GmbH, Оффенбах-ам-Майн, металл, рафия, пробка, Индустриальный музей, Оберхаузен, Германия, официальный сайт - www.industriemuseum.lvr.de

По факту, к чайнику Марианны Брандт - предмету элитного потребления, изготовленного вручную из изысканных материалов, следует относится как к предмету ювелирного толка. Т.е сервиз Марианны Брандт - предмет искусства, а не дизайна. Это один из множества прототипов этого времени, который мог быть доработан и запущен в серию, но этого в 1920-е годы не случилось. И любопытно, что многие разработки студентов и преподавателей Баухаус в истории получили формальный статус "икон дизайна", фактически, не будучи запущенными в серийное промышленное производство.

Вильгельм Вагенфельд, чайный сервиз, латунь, черное дерево (эбен), 1924-1925, Архивы The Harvard Art Museums, официальный сайт - www.harvardartmuseums.org
Вильгельм Вагенфельд, чайный сервиз, латунь, черное дерево (эбен), 1924-1925, Архивы The Harvard Art Museums, официальный сайт - www.harvardartmuseums.org

Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь. пожалуйста своим впечатлением. Для автора - это важно!