Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Кумушка Лиса древних верований и почему у русских она — Патрикеевна…

Оглавление

Общее эзотерическое мнение народов Земли по отношению к этому животному весьма схоже — этакое зооморфное воплощение хитрости. Мы называем «лисой/лисом» коварного изобретательного человека, в английском «fox» — тоже «хитрец» (при основном значении — «лиса»).

Символические эпитеты самых древних времён для рыжей плутовки — ловкость, сообразительность, льстивость, вороватость, лицемерие, осторожность, терпение, эгоизм, себялюбие, жадность, сладострастие, злонамеренность, мстительность и т.д.

Чаще всего говорили: это что-то ненастоящее, порой фальшивое. С Лисой борется весь остальной животный и человеческий мир, нередко оставляя рыжую с носом, но чаще проигрывая необыкновенному коварству и хитрости. Только в двух древних мифологиях Лиса — существо высшего порядка (ипостась эллинистического Диониса и вестница-чаровница японской богини урожая и риса Инари).

Шаманские евразийские культы лис не очень широко распространены, уходят корнями в древнекитайские магические верования. В них столетняя Лиса способна превращаться в колдуна (колдунью-шаманку), а достигнув рубежа в тысячу лет — оборачиваться «Небесной Лисой», тремя звёздами в созвездии Скорпиона.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Повсеместно существуют легенды, где Лиса превращается в человека в полнолуние. Индейцы Северной Америки, гренландские эскимосы, коряки, народы енисейской Сибири, Монголии и северного Китая рассказывают одну и ту же сказку.

В ней бедного человека посещает Лиса и оборачивается женщиной. Как только мужчина находит её сброшенную шкуру — становится покорной женой. Семейное счастье длится до того момента, как плутовка хитростью не выведывает место схрона и… убегает из дома опять в облике животного.

В Северо-Восточной Азии сказки и предания о лисьей хитрости, её коварных проделках — самый популярный сюжет. Часто она противостоит Ворону, творцу мира, создателю Солнца, Луны, звёзд и земли. А изменение Лисой своего облика толкуется как некое демоническое начало, которого придерживаются оборотни и колдуны (впоследствии — сам дьявол в христианской символике).

Добрый персонаж… Он находится только в двух местах, наиболее приятен в сказаниях коренных народов Америки. Индейцы Калифорнии говорят, что увидеть серебристую лисицу — обрести мудрость. Их соседи, племена чибча-муиски устраивали в честь «Ряженого лиса Фо» крайне разнузданный праздник с гомерическими ритуальными попойками.

В Китае покровительницей лис считалась добрая «Госпожа лазоревой зари», в Японии — божество риса Инари. Вот и всё… В подавляющем большинстве культур животное, в разной степени, — демоническое или весьма неоднозначное по сути (как у славян).

Лисица корейской мифологии — будущая колдунья столетнего возраста, способна «ложными огнями» увести путников с дороги, утопить в болоте. В сумеречное «лисье время» (перед рассветом) появляется в облике прекрасной девы, очаровывает мужчин нескромными фантазиями. Потом они стремительно теряют жизненные силы, иссыхают и сходят с ума. Китайцы и японцы пикантности добавляют, назначив лису эротическим символом обольщения.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Древнейшие мифы.

Есть в методиках исследования мифологии Китая одна крайне любопытная, только не смейтесь громко. Берутся рецепты медицинские, трактаты о составлении всяких эликсиров (особенно бессмертия)… и определяют степень значимости какого-либо животного, растения, минерала для архаичных верований. Так вот, лисица признана одним из древнейших полезных существ. Её наравне с черепахами и журавлями ценили на вес золота.

Лисья печень, с самых бородатых времён, исцеляет «злую лихорадку», истерию, внезапные обмороки. А мясо может (как говорят самые солидные китайские медицинские трактаты) выступать главным лекарством против расстройств психики: «крайнего испуга, обмороков, бессвязной речи, беспричинных, безрассудных песен, скопления холода во внутренностях, злостного отравления». Лисья кровь — один из самых верных способов избегать опьянения.

То есть, если следовать логике «толкователей» медицины Поднебесной, Лиса долгое время занимала чуть ли не главенствующее место в верованиях. Была наделена редким свойством долголетия, достигающего тысячи лет. Это явные признаки божества высшего порядка. Белая лисица о девяти хвостах, жившая в горе Ту, стала женой древнему герою китайского исторического предания, императору Юю (назначен к существованию в XXIII век до н. э.). А другой трактат сообщает:

«Небесная Лисица имеет девять хвостов и золотистую шерсть; она может проникать в тайны мироздания, покоящиеся на чередовании мужского и женского начал».

Ритуал перевоплощения Лисы в древних китайских текстах выглядит так: рыжая раскапывает заброшенную могилу, подбрасывает вверх череп. Удерживая его на кончике носа, поворачивается к созвездию Большой Медведицы и замирает, ожидая превращения в человека.

Античность…

Рыжий окрас меха Лисы часто ассоциировали с огнём. Архаичные китайцы говорили: животные своим хвостом способны высекать искры. Этруски и римляне демонстрировали к лисам во время «цереалий» (праздник богини плодородия Цереры) особую жестокость: к хвостам пойманных «демонов» привязывали горящие пучки веток и гоняли по полям.

Герой Аристомен из Мессин (VII век до н.э.) восстал против завоевателей-спартанцев и был своим чудесным спасением обязан именно лисе. Его захватили в плен, обрекли на страшную смерть с товарищами: живыми сбросили в пропасть. Аристомена отправили туда последним, тела друзей смягчили падение. Но из горной теснины не было выхода, и только ухватив за хвост глодающую трупы лисицу — герой выбрался на свободу.

Архаичные греки тоже немалый градус ненависти к рыжим оформили. У них была злобная, наделённая богами даром неуловимости Тевмесская Лиса, пожиравшая детей в окрестностях Фив. Ураганила до момента, пока её след не взял медный пес Лайлапс, способный настичь любого зверя. Чтобы не возник парадокс двух божественных даров, Зевс отправил дуэт на небеса в виде сияющих созвездий, назначив вечную погоню.

В Ветхом Завете хранится древний вавилонский миф о Самсоне (Самоне), который лишил благосостояния филистимлян, изловив 300 лисиц и связав из попарно хвостами. Оснастил их подожжёнными факелами, выпустил пылающую свору на вражеские колосящиеся хлебом поля.

Цветовую гамму огненно-рыжего меха обыграли ранние христиане, называя лисиц порождением адского пламени. Чтобы не поминать Нечистого всуе, в землях Священной Римской империи использовали специальное проклятье: «Лис тебя побери!».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Лисы-оборотни

являются героями самой запутанной и богатой мифологии Азии. Китай опасается демона «гуя» и оборотня Цзин, Корея страшится старого лиса Кумихо, Япония делает обереги от вампира «кокитено». Это один вид демонов с общими лисьими чертами. Живут поблизости от заброшенных могил, к пятидесяти годам приобретая способность превращаться в женщин, к ста годам — в мужчин. Переступив порог в тысячу — отращивают девять лисьих хвостов и достигают бессмертия.

Самая богатая мифология о рыжей плутовке — всё-таки японская, строго структурированная и довольно положительная за редчайшими исключениями. «Кицунэ» (лиса) — оборотень духов-демонов, которые могут быть злыми и добрыми. В образе прекрасных девушек (реже мужчин) они посещают чужие сны, творя сложные иллюзии.

Оборотень Бьякко — хранитель добра и чистоты помыслов, посланница божества риса Инари. Синтоисты очень любят строить специальные храмы, размещая там немало лисьих статуй. Простой японец не столь восторженно к животным относится, стараясь избавиться от чар Яко (полевой лисы). Эти злобные и мстительные одиночки не приносят вреда человеку, но всегда готовы наделать пакостей прочим животным.

По японским поверьям, лисица становится «китсунэ» в столетнем возрасте, начиная приобретать способность оборачиваться в человека. Каждое столетие она отращивает по новому хвосту, но не более девяти. Прожив тысячелетие, шерсть девятихвостой лисицы становится золотой, серебряной или белой, её дух обретает мудрость и силу. Боги принимают её в свой мир, назначая духом-хранителем.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Самый редкий и почитаемый имеет имя Кьюбэй, помогает заблудшим душам найти правильные тропы в Горних Мирах. Является только выдающимся, добрым людям, даря им счастье и надежду. Характер у Кьюбеев дружелюбный, очень любят людское веселье и праздники в свою честь. Обязательно их посещают в человеческом облике. Ненавидят буйствующих на таких торжествах, за проступки в «состоянии алкогольного…» могут мстить пьяницам до скончания дней.

Проблема всех лис-оборотней Японии — они не могут в человеческом обличье избавиться от хвоста, поэтому научили людей носить сложные наряды и кимоно, где его легко замаскировать. Самые многочисленные «китсунэ» — это обворожительные любовницы, красивые, умные и страстные девушки. Обожают сводить мужчин с ума своими чарами, а после выходить за них замуж.

Часто истории заканчиваются раскрытием «легенды» духа-оборотня. Но если родились дети в браке – потомство человека и китсунэ обладает долголетием, небывалой физической силой и сверхъестественным умом, магическими навыками.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Персонажи сказок

Они тоже имеют единый корень. Первые индоевропейские легенды говорят о Лисе, как об очень недоверчивом существе, символизирующем осторожность и двойственность. Общий смысл сказаний: «лиса сама закапывает, сама же и раскапывает». В Китае и Иране она приобретает черты лицемерного животного, способного обмануть даже верховных богов.

Это качество выразилось в огромном массиве сказок, где лиса ходит по лесу впереди тигра или медведя, принимая положенные им почести и поклонение. Легко вводит всех в заблуждение рассказами о собственной значимости, близости к «царям зверей» и богам. Нещадно эксплуатирует обманутых, постоянно «подставляет» перед героями шакалов и волков, хорей и выдр, змей и хищных птиц.

Третий тип сказаний (большей частью славянских) — более сложен. Лиса считается коварной, но служит добрую службу честным и простым людям. Помогает им разобраться, кто из соплеменников глуп, алчен, скрытен, нечестен. Выводит на чистую воду грубых лгунов, охотящихся за счастьем, которое им на роду не писано, эксплуатируя наивных простаков.

Лиса часто выручает убитых горем вдовцов, приходя в их жизнь в образе прекрасной хозяйки и верной подруги. Справедливым правителям она помогает выявить в их окружении злых и корыстных обманщиков. Мудрецам готова подсказать решение запутанной задачи. А волхва или жреца может примирить с недружелюбным, обидевшимся духом или божеством, шастая между мирами миротворцем-почтальоном.

Великих воинов Лиса готова предупредить о злых кознях врагов, спасти в трудной ситуации, обойти стороной засады или увести за собой армии недругов. Но требует взамен тоже немало… Не предавай, храни в тайне магические способности подруги, дари неиссякаемое любовное внимание.

Русский фольклор.

Много мелких преступлений за Лисой записано в русских сказках. Даже тяжкие имеются, совершённые с особым цинизмом: Патрикеевна положила конец весёлому путешествию Колобка, с издёвкой заставила волка в мороз ловить рыбу собственным хвостом, выманила посланный богом кусочек сыра у растяпы-вороны. Лишь символ восточной мудрости — журавль, всё-таки отомстил плутовке, подав угощение в кувшине.

Переход Лисы из относительного положительного славянского образа в негативный русский… произошёл по вине кочевников. Такое воплощение хитрости и обмана появилось во времена Золотой Орды. А татары в своих любимых лисьих малахаях стали ассоциироваться со всем нехорошим.

Эту грань прекрасно нащупали этнографы на примере нескольких поговорок и пословиц. Если сначала говорили «спит татарин, да во сне барана крадёт», то позже появилось — «спит лиса, а во сне кур щиплет». Столь же оригинально дрейфовали другие народные мудрости типа: «лиса семерых волков проведёт» и «хитрее лисы нет зверя». Изначально в них осуждались повадки степняков.

«У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Всем бы Лисонька была хороша, да разбойницей прослыла: то курочек, то уточек похитит, а то и вовсе на кролика позарится».

Но даже при всех прочих равных, Лиса Патрикеевна не демонизирована у наших предков была, как у западных соседей. Спасла её былая языческая память, где Лиса — лисичка, лиска, сестрица, рыженькая и, конечно же, — кума. Слишком уж долго наша плутовка выполняла обязанности женского мудрого и расчётливого начала, будучи непременной спутницей Макоши в заговорах и песнях.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Лиса Патрикеевна.

А теперь главное, почему отец нашей героини — некий Патрикей? Маститые историки важно скажут: это трансформация символа святого Патрика из Ирландии. Мимо. Имя Патрикей на Руси так не произносилось, это раз. Говорили — Патрисей, ещё во времена, когда и христианством не пахло. Скорее всего, произошло от латинского patrician — «патриций».

Но наша кумушка породнилась с вполне реальным историческим персонажем. В Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона сообщается: русская Лиса получила отчество в честь литовского князя Патрикея Паримонтовича (Наримунтовича / Наримантовича в летописях), жившего в XIV веке. Был он из рода Гедиминовичей, польские хроники называли его матерью — дочь ордынского хана Тохты.

История такая. В 1383 году князь прибыл в Новгород на «кормление в Орехов город Корельский, город и пол Кополья города и Луское село». Население было обязано его содержать с дружиной («кормить»), но тип оказался очень корыстный, жадный, несправедливый и постоянно донимал земли необоснованными поборами, даже грабежом. В Новгород полетели многочисленные жалобы…

Народное Вече вызвало охальника на суд. Князь Патрикей встал на дыбы, стал мутить новгородцев на расправу, желая перебить жалобщиков. Крови едва удалось избежать, но ни в Литву, ни на прежнее «кормление» буйного князя не вернули, дав города Русу и Ладогу.

Патрикей Наримунтович (Иллюстрация из открытых источников)
Патрикей Наримунтович (Иллюстрация из открытых источников)

Но вскоре опять отобрали, поскольку литовец стал вызывать страшный гнев московского Дмитрия Донского. Он обвинил Гедиминовича в потакании разбойникам-ушкуйникам. Чтобы не будить лихо, мудрые новгородцы его убрали с глаз подальше. Но после смерти героя Куликовской битвы хитрый непотопляемый Патрикей оказался на службе у князя Василия I Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского.

Стал (через трёх сыновей) основателем таких громких аристократических семей, как Хованские, Булгаковы, Куракины, Щенятьевы, Голицыны и Корецкие. Так вот, князь Патрикей очень запомнился новгородцам своими смутами, нечеловеческой хитростью и коварством.

Сначала злые частушки, а потом песни с быличками дразнили литовца «лисьим мужем». А позже степень родства повысили, назначив хитрющего проныру — отцом рыжей плутовки Лисы, дав ей отчество Патрикеевна.

-9

#древние верования #мифы и легенды #народные поверья #народный фольклор #русский фольклор #лиса патрикеевна #культ лисы #мифология #история