Найти тему
С искусством по жизни

Бажову и не снилось: оживляющий камень Алексей Антонов

Оглавление

Думаю, все в детстве читали сказки Бажова про Хозяйку Медной горы. Пожалуй, самый мой любимый сказ из цикла "Малахитовая шкатулка" - "Каменный цветок". Но Данила-мастер, являющийся главным героем, персонаж все же выдуманный (хоть и считается, что у него был прототип среди современников Бажова), а вот гений сегодняшней статьи - человек реальный. Его талант настолько огромен, что невольно задумаешься: а не обошлось ли здесь без чар Малахитницы?

Антонов Алексей Николаевич – заслуженный камнерез, член Союза художников России (с 2002 года), основатель компании «Камнерезный Дом Алексея Антонова». Глядя на его работы сложно поверить, что они выполнены из камня - работа настолько тонкая и скрупулёзная, что больше похожа на 3Dпечать. Обывателя может сбить с толку и тот факт, что большинство работ мастерской - цветные, при этом скульптуры выполнены только из камня , краски не используются.

Возродить былую славу уральских мастеров и стать узнаваемыми во всем мире – такую цель поставила перед собой команда Алексея. И, судя по всему, она выполнена: на сегодняшний день Алексей Антонов считается одним из лучших мастеров-камнерезов не только России, но и мира.

Биография мастера

Антонов Алексей Николаевич родился 5 сентября 1973 года в Свердловске.

В 1991 году окончил Свердловское профессиональное училище № 42 по специальности «резчик по художественной обработке камня». Дипломная работа выпускника была отмечена золотой медалью ВДНХ СССР в 1990 г. и в связи с этим Алексею присвоили высший квалификационный разряд.

После училища Алексей работал на заводе «Русские самоцветы», возглавлял там отделение по созданию элитных изделий из драгоценных камней и металлов. После закрытия завода в 2000 г. создал собственную камнерезную мастерскую от секции Екатеринбургского отделения Союза художников России.

С 2002 года Алексей работает как свободный художник и основал компанию «Камнерезный Дом Алексея Антонова».

Он участник многих выставок, в том числе международных. Его работы всегда отмечаются грамотами и дипломами.

Примечательно, что невзирая на то, что технику объемной мозаики отечественные камнерезы используют уже более века, творческая мастерская Алексея Антонова подняла этот вид камнерезного искусства на новый уровень, включив в свои детализированные скульптуры не только драгоценные металлы, но и драгоценные камни. Совмещая традиционные методы обработки материалов и современные технологии, мастерская продолжает традиции легендарных Фаберже и Денисова-Уральского.

Изначально мы хотели возродить почти забытое искусство обработки камня, но со временем мы поняли, что за эти сто с лишним лет многое изменилось.
Если раньше объем работ ограничивался небольшими размерами дорогого камня, то сегодня мы используем технологию, позволяющую увеличить объем фигуры, сохраняя при этом ювелирное качество.

Объемная мозаика - сложнейшая техника, сочетающая множество материалов, поэтому над одной композицией даже небольшого размера работает 5-6 человек. При этом задействованы не только камнерезы, но и ювелиры, скульпторы, мастера по бронзе, латуни, эмали.

Эта техника требует от мастеров не только блестящих навыков резьбы, но и глубоких познаний о камнях и их физических свойствах. Например, флюорит, который имеет внутри белые пузыри, идеально подходит для имитации волн и морской пены, тогда как полупрозрачный агат отлично справляется с ролью спокойной кристально чистой воды.

Все, что нужно, природа уже создала, мы только помещаем камень в нужное место

В своих камнерезных скульптурах Антонов нередко воссоздает сюжеты русского народного фольклора. Примечательно, что к русскому стилю также проявляли интерес и художники фирмы Фаберже.

Среди современных мастеров камнерезного искусства на Урале Антонова называют мэтром. В книге «К.Фаберже и его продолжатели», над которой работали Валентин Скурлов — искусствовед, историк ювелирного искусства, Татьяна Фаберже — правнучка К. Фаберже, Виктор Илюхин — коллекционер и эксперт по Фаберже, отмечают мастерскую Антонова как выдающуюся в художественном плане.

Немного о технологии

Перед началом любой работы мастера создают макет будущей скульптуры. Проект обсуждается коллективно, после чего рисуется черно-белый эскиз композиции. Затем создается цветная версия эскиза на основе оттенков и текстуры драгоценных камней, которые будут использоваться для создания скульптуры.

После того, как дизайн определен, верстается трехмерный макет, который затем отливается из пластика, при этом некоторые части прикрепляются к корпусу с помощью магнитов. Раньше художник лепил макет из пластилина, но технологии упростили этот процесс. Теперь есть возможность отсоединить любую деталь макета, не нарушая общей композиции.

И лишь после такой объемной подготовки начинается долгая кропотливая работа над скульптурой в материале. Когда все детали из камня готовы, в каждой сверлят отверстие и устанавливают металлический штифт, с помощью которого прикрепляют ее к остальной части композиции. Затем заготовку отправляют к ювелиру, который добавляет необходимые элементы из драгоценных металлов. Этот трудоемкий процесс может занять у команды из пяти-шести мастеров два-три года в зависимости от размера скульптуры.

Когда вы работаете с камнем, в нем всегда много загадок: он может рассыпаться или оказаться внутри другого оттенка, чем вы ожидали. Камень - это часть природы. Он живой. Лучшие мастера слушают его, и он говорит им, что делать. Поэтому работа каменотеса никогда не превратится в механический процесс.

Стороннему наблюдателю даже в голову не приходит мысль о том, сколько природного материала нужно потратить на изготовление одной скульптуры. К примеру, резчик по камню может изрезать каменную плиту весом 100–150 кг в поисках единственного участка, отвечающего его требованиям. Обычно ищут определенный цвет или фактуру материала.

К слову, размер и вес работ мастерской обычно немалый. Например, фигура Джокера составляет 90 см и весит 90 кг:

Высота самых небольших скульптур из камня составляет около 23 см, а их стоимость начинается от $20 тысяч. Средние фигуры при весе 15-20 кг и высоте около 30 см, оцениваются в $100 тысяч. Ну а экземпляры, достигающие метра высотой и центнера весом - в среднем оцениваются до миллиона долларов.

В большом размере в мастерской создавали не только сказочных, но и реальных исторических персонажей – Чингисхана и Тамерлана.

Не так давно камнерезная мастерская Алексея Антонова удивила мир искусства, представив на суд зрителей уникальный триптих «Коррида» («Тореадор», «Танцовщица», «Лазуритовый бык»). На его создание у мастеров ушло более 6 лет. Уникальность их состоит в том, что этим полутораметровым работам нет равных в мире, так как до этого размер подобных скульптур, изготавливаемых уральскими мастерами, не превышал тридцати сантиметров.

Триптих также выполняет дипломатическую миссию — объединение культур двух народов: Европы и России.

Тореадор

Уральские мастера создали полутораметровую скульптуру тореадора из драгоценных металлов, жемчужин и камней. Стоимость работы оценили в 5 миллионов евро (на мировом арт-рынке ее могут продать в разы дороже).

-6

Скульптуру два года создавала команда из 20 мастеров. 150 килограммов драгоценного и полудрагоценного камня, 10 000 жемчужин, золото и серебро. Камзол вырезан из родусита - редчайшего ярко-синего с шелковистым отливом цвета камня, запасы которого иссякли в природе (в основном он использовался в космической промышленности). Ярко-малиновые гольфы - из особого сорта родонита, добыча которого не ведется уже более ста лет. Ткань, которую держит тореадор, собрана из миллиона частей, но смотрится как одно целое. А на создание лица и кистей рук у мастеров ушла целая глыба кремня редчайшего телесного цвета.

Лазуритовый бык

На создание быка ушло 300 килограммов афганского лазурита, выполнен он в запатентованной авторами каркасной технологии в технике объемной каменной мозаики с эффектом золотого кракелюра. Стоимость быка по мнению экспертов составляет 500 тысяч евро

-7

Фламенко

Фигура женщины изготовлена из кварца, топаза, яшмы, окаменелого дерева, бронзы и серебра. Эту скульптуру оценили так же, как и "Тореадора" в 5 миллионов евро.

-8

Учитывая время и усилия, которые затрачиваются на создание этих замысловатых каменных шедевров, неудивительно, что стоимость их предельно высока.

Но для Алексея Антонова и его команды мастеров искусство объемной мозаичной резки камня - это больше, чем финансовая выгода, это наследие.

Мы продавать не собираемся.
Говорят, что искусство объединяет - вот мы и хотим заняться дипломатией: у нас уже есть предложения от ведущих музеев мира и есть меценаты, готовые организовывать выставки. Но они останутся на Урале, и мы будем гордиться талантом наших мастеров, которые сохраняют многовековые традиции уральского камнерезного искусства и сегодня поднимают его на новый уровень.

Помимо золотой медали ВДНХ Алексей награждён орденом А.К.Денисова-Уральского, орденом М.Е.Перхина.

Награды и премии

В 2008 г. награждён орденом К. Денисов-Уральский Архивная копия от 25 июня 2021 на Wayback Machine, присвоено звание «Заслуженный деятель камнерезного искусства».

В 2010 г. награжден почетным знаком Мемориального фонда Карла Фаберже за вклад в развитие российского ювелирного искусства.

В 2012 г. удостоен звания «Главный Мастер» за развитие искусства и продолжение традиций К. Фаберже.

В 2013 г. награжден Орденом Карла Фаберже за вклад в развитие камнерезного и ювелирного искусства, присвоено звание «Заслуженный Ювелир».

В 2018 г. награждён орденом высшей степени «Бриллиантовый орден Карла Фаберже».

Работы мастерской Алексея Антонова находятся в собраниях Екатеринбургского Музея изобразительных искусств, Музея истории ювелирно-камнерезного искусства, Музей камня В.А.Пелепенко, а также в частных коллекциях в России, США, Европы и СНГ.

Также есть постоянная экспозиция в собственном частном музее Камнерезного Дома в Международном центре искусств «Главный проспект» (г. Екатеринбург). В нем представлена основная часть коллекции бренда.

Художественное воплощение любого образа – это большая ответственность, потому что камнерезное искусство вечно, и наши произведения останутся на полках коллекционеров или музеев и через 200 лет
-10

Сайт мастерской: https://stone-crafting.com/

Слышали имя Алексея Антонова ранее? Какая скульптура больше всего запала в душу?

Читайте также:

***************************************************************************

Подпишись на канал, чтобы не пропустить выход новых интересных статей!