Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Какое самое важное гитарное соло было когда-либо сыграно?

Предполагая, что этот вопрос касается соло на электрогитаре в популярной музыке, надо сказать, что, к сожалению, самое важное гитарное соло так и не было записано.

Оно было сыграно в ресторане Виктора Гюго в Лос-Анджелесе 16 августа 1939 года. В песне, о которой, если вы не большой поклонник гитары, вы, вероятно, никогда даже не слышали. Это был не Скотти Мур и даже не Чак Берри, и это не было сделано кем-либо из их преемников. Это сделал Чарли Кристиан.

Чарли Кристиан родился в Техасе в 1916 году и вырос в Оклахома-Сити. Он происходил из семьи музыкантов. Его и двух его старших братьев учил музыке их отец Кларенс. В какой-то момент отец ослеп, и они вместе играли музыку на улице, чтобы зарабатывать деньги. Чарли начинал как танцор, а затем взялся за гитару.

В средней школе его интерес к музыке поощряла учительница Зелия Бро, которая оказала влияние на многих музыкантов поколения Кристиана. В подростковом возрасте его брат Эдвард и несколько друзей обучали его джазу. Одной из мелодий, на которых он научился играть джаз, была песня Арта Хикмана и Гарри Уильямса 1917 года «Rose Room» — ода «Розовой комнате» в отеле в Сан-Франциско. Припев «Rose Room», который начинается на 0:33 в приведенном ниже видео, стал популярной мелодией для импровизаций джазовых музыкантов.

Видео: «Rose Room».

Так или иначе, к 1939 году Чарли Кристиан уже был уважаемым музыкантом на Среднем Западе. Ему пришло время двигаться дальше, и он прошёл прослушивание у продюсера звукозаписи и борца за гражданские права Джона Хаммонда, который был впечатлён его мастерством. Джон Хаммонд впоследствии продвигал таких людей, как Ледбелли, Билли Холидей, Боб Дилан, Арета Франклин, Каунт Бэйси и других.

Кристиан взялся за электрогитару и использовал Gibson ES-150. Как сообщается, он играл настолько громко, что люди, которые слышали его и не видели, что он играет на гитаре, думали, что он играет на саксофоне.

Gibson ES-150 конца 30-х.
Gibson ES-150 конца 30-х.

Хаммонд знал, что великий дирижёр Бенни Гудман всегда, по крайней мере теоретически, интересовался хорошими новыми музыкантами и не отказывался нанимать чёрных музыкантов. История знакомства Гудмана и Кристиана — это история этого гитарного соло.

Хаммонд порекомендовал Кристиана Гудману. Гудман не особенно заинтересовался наймом какого-то гитариста, о котором он никогда не слышал, и сказал «может быть». Хаммонда это не испугало, и в августе 1939 года он привез Кристиана в Лос-Анджелес, чтобы встретиться с Гудманом.

Бенни Гудман был известен как сложный человек — не «хулиган», как Бадди Рич, но очень требовательный. Музыканты, работавшие на него, говорили о «смертельном взгляде», который он бросал на любого, кто, по его мнению, играл не лучшим образом. Хаммонд привёл Кристиана в студию звукозаписи, чтобы встретиться с Гудманом и, что бы Кристиан ни делал, Гудману это не нравилось. Одна из версий этой истории утверждает, что Гудмана просто не впечатлила одежда Кристиана.

Позже Кристиан заявил, что Гудман пригласил его на концерт позже тем же вечером, но он единственный, кто утверждал это. То, что произошло дальше, уже бесспорно.

Гудман, возможно, думал, что приглашает Кристиана просто посмотреть на оркестр, но Хаммонд принёс усилитель Кристиана и установил его. Кристиан появился со своей гитарой, готовый сыграть. В этот момент Бенни Гудман решил сообщить Джону Хаммонду и этому простофиле-гитаристу из Оклахомы, кто здесь главный, и назвал следующую мелодию, будучи уверенным, что Чарли Кристиан её не знает. Мелодия, которую он назвал, называлась «Rose Room». Это была мелодия, которую Чарли Кристиан играл годами.

Кристиан терпеливо ждал, пока Гудман не дал понять, что он может сыграть соло. Затем он непрерывно играл двадцать припевов, каждый из которых привносил новые идеи. Версия «Rose Room» оркестра Гудмана в тот вечер звучала сорок минут. В результате у Бенни Гудмана появился новый гитарист.

Чарли Кристиан оставался с Бенни Гудманом следующие два года. К февралю 1940 года он был на вершине всех джазовых гитарных рейтингов и вошёл в коллекцию «Metronome All-Stars» вместе с Джином Крупой и Гарри Джеймсом.

В конце концов Гудман записал «Rose Room» с Кристианом на гитаре в октябре 1939 года. К сожалению, в этой версии меньше двадцати припевов, а его усилитель, очевидно, выставлен на «вежливый» уровень. Но Кристиан действительно там звучит как самый современный парень в мире.

Видео: «ROSE ROOM (1939) by the Benny Goodman Sextet featuring Charlie Christian on guitar».

К концу 30-х у Кристиана уже был туберкулёз. Его стремление играть при каждой возможности, включая ночные джем-сейшны в Minton's Playhouse, только ухудшало его здоровье. В июне 1941 года его поместили в санаторий на Статен-Айленде, а в марте 1942 года он умер в возрасте 25 лет.

Влияние на джазовую гитару игры Кристиана с оркестром Гудмана заставило бесчисленное количество молодых исполнителей взяться за этот инструмент. Это сравнимо по своему характеру, если не по масштабу, с влиянием выступления Битлз в 1964 году на шоу Эда Салливана.

Кристиан не был первым исполнителем на электрогитаре, но он был первым её гением. Его звучание и подход повлияли на таких людей, как Ти-Боун Уокер, Би Би Кинг, Чак Берри, Скотти Мур, Херб Эллис, Барни Кессел, а через них — на всех, на кого повлияли они сами, включая Джими Хендрикса и Эрика Клэптона, и всех, на кого те повлияли дальше.

Он также повлиял на джаз вне игры на гитаре, выступая на сессиях в Minton's Playhouse с пионерами бибопа, такими как Кенни Кларк и Телониус Монк. Майлз Дэвис назвал его «влиятельным человеком». Его чувство гармонии было не таким изощрённым, как у мастеров бибопа, но его чувство ритма работало на годы вперед. Чарли Кристиан действительно стоит у истоков игры на электрогитаре.

Если вы играете на электрогитаре, на вас повлиял Чарли Кристиан, даже если вы никогда его не слушали. Его музыка — одна из главных причин, почему мы вообще играем на электрогитаре. Он не получил бы работы, а, следовательно, и известности, если бы не 40-минутная версия «Rose Room», которую он исполнил с оркестром Бенни Гудмана в ресторане Виктора Гюго в Лос-Анджелесе 16 августа 1939 года. Вот почему это соло — самое важное гитарное соло.

По материалам поста (англ.).