Не удивлюсь, если вы никогда не слышали об этих окрасах. Ещё больше не удивлюсь, если никогда не видели кошек с этими окрасами. Особенно со вторым, вживую я сама видела кошку тонкинского окраса всего один раз. Минутка славы у них одна на двоих, но не по причине редкости, а из-за близкого родства. А ещё по причине того, что тонкинский окрас стал известен благодаря бурманскому.
Вообще-то грамотно называть эти окрасы сепия и минк соответственно. Особенно когда речь идёт об окрасах вообще. Но если разговор зашёл о породистых кошках — бурманских и тонкинских, то можно. Потому что их главные, породообразующие признаки как раз эти окрасы.
О существовании окраса сепия, и, тем более, минк, люди узнали совершенно случайно. Первая (из известных фелинологам) кошка окраса сепия была найдена в Бирме. Её приняли за сиамку, но сиамку с бо-ольшими странностями.
Первая из которых — ни разу не сиамский цвет глаз. Жёлтый! Вторая — разница в насыщенности цвета туловища и пойнтов (лапок, хвоста и мордочки) имелась, но была незначительной.
Вскоре кошка попала к американским фелинологам, которые с превеликим удивлением установили, что перед ними совершенно незнакомый окрас. А через некоторое время появились бурмы — замечательная порода кошек.
Но ещё интереснее история окраса минк. Узнали о нём, как это положено по законам жанра, совершенно случайно. В одном из питомников сиамцев кошка, покорённая красотой бурманского кота, вступила с ним в незаконную связь.
От которой появились не бурмы и не сиамцы, а непонятно кто! Окрас у котят был какой-то «половинчатый». Не такой контрастный, как сиамский (грамотнее будет «колор-пойнт»), но и не такой размытый, как сепия. А главное — глаза бирюзово-аквамаринового цвета!
Генетика к тому времени (середина 20-го века) уже появилась, хотя ещё мало чего объясняла. Но со временем фелинологи установили: гены, определяющие окрасы колор-пойнт, сепия и минк — очень близкие родственники. «Родные братья».
Есть у них ещё один «братец», ген альбинизма, определяющий абсолютно белый окрас с розовыми глазами. Все ЧЕТЫРЕ окраса являются членами большого семейства акромеланических окрасов, а родиной семейства является Юго-Восточная Азия.
Самая удивительная особенность акромеланических окрасов — ТЕРМОЗАВИСИМОСТЬ. Потому что эти гены (кроме гена альбинизма) лучше работают на холоде. Пойнты: лапки, хвост и мордочка, всегда темнее, из-за того что прохладнее.
Все ТРИ гена: колор-пойнта, сепии и альбинизма, мутантные и рецессивные. То есть для проявления окрасов кошка должна получить два одинаковых гена, от обоих родителей.
Стоп. Окраса четыре, а генов всего три? Это как??? Ген альбинизма отложим в сторону. Он получит свою славу как-нибудь в другой раз. А вот как из двух генов получаются три окраса?
Ну, вообще-то, один и тот же ген может влиять на очень многие окрасы. Как верно и обратное: на один окрас влияет множество генов. Однако, минк — особенный.
Вообще-то, все родственные гены располагаются в одном и том же месте хромосомы и — обычно, доминантно-рецессивны по отношению друг к другу. На деле это выглядит так.
У каждой хромосомы есть пара (Х + Х). Применительно к нашему случаю, пара может включать в себя как два одинаковых гена (сепия + сепия или колор-пойнт + колор-пойнт), так и два разных (сепия + колор-пойнт).
Обычно более сильный ген подавляет (или снижает) действие более слабого своего «родственника». В случае с минком мы наблюдаем не подавление слабого сильным, а результат «равноправного сотрудничества» двух родственных генов. Потому что их силы равны.
В общем, в семействе акромеланических окрасов минк самый «бедный», у него нет своего собственного гена.
Что ещё из генетики? Оба окраса могут сочетаться с геном тэбби (рисунчатым), геном белой пегости (из-за него на теле кошки появляются белые участки различной площади), и многими другими генами.
При всём желании, найти фотографии бурм (и уж тем более тонкинезов) тэбби или с белым мне не удалось. Эти излишества отчасти снижают эффектность окрасов, поэтому запрещены стандартами пород.
Но, повторюсь, генетически бурмы/тонкинезы тэбби, бурмы/тонкинезы с белым, а также многие другие, вполне возможны.