Так бывает - одно стихотворение вдохновляет многих композиторов. И появляются совершенно разные песни. Хотя слова у них, казалось бы, одинаковые, "музыкальный текст" придает каждый раз новые оттенки и подтекст. А выбор слушателя в пользу того или иного музыкального решения обусловлен многими, очень многими причинами. И не только внутренним родством с автором песни. Есть такое понятие "первое прослушивание" - если при первом прослушивании песня легла на душу, потом трудно объективно воспринимать другую мелодию.
Почему из всех стихов Давида Самойлова именно "Дуэт для срипки и альта" стало столь популярно у авторов? Ну, может быть, увидели они в нем некое отражение (не обязательно дословное) собственной судьбы? Вполне возможно, что и для Давида Самойлова строки эти автобиографичны - по воспоминаниям друзей, не в последнюю очередь от "компаний" и "напитков" увезла супруга поэта в спокойную и удаленную от Москвы Эстонию. Тогда понятны и ирония (оказывающаяся самоиронией), и анахронизмы, и прочие "нестыковки", которые подметил в своем интересном разборе этого стихотворения Павел Рыбкин. Но ведь как и любое произведение искусства, оно говорит не только и не столько о биографии своего автора, сколько о его взгляде на мир вообще. И стихи получились о сочетании высокого и обыденного, даже мелкого, присутствующем в судьбе каждого творца. Об удельном весе творчества, если угодно.
Дуэт для скрипки и альта
М.П.
Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной.
И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей.
Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
«Тара-тара, тили-тики, –
Думал он. –
Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта».
Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума!
Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд –
Сколько требуется, столько
И отдаст…
Ох, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю –
Черный лед.
Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта.
Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру,
За вино и за ошибки –
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта.
(1981)
Когда мы подбирали песни к программе по творчеству Давида Самойлова, неожиданно столкнулись с тем, что у каждого был свой "правильный" "Дуэт для скрипки и альта".
Кто-то настаивал, что звучать должна песня группы "Мышеловка". Группа появилась на базе театрального проекта, поэтому и песни у нее соответствующие. Автор музыки Лев Степанов идет скорее не от мелодии, заложенной в стихах, а от их содержания - немножко балаганного и явно пародийного.
Кто-то считал "классическим" вариант Владимира Качана. Ну, лично мне он кажется совсем далеким от того, что заложено в стихотворении, да и как-то теряется поэтическое слово в этой аранжировке, хотя, конечно, в артистизме и умению донести смысл произведения Владимиру Андреевичу не откажешь.
Более "бардовский" вариант приводили поклонники Владимира Ильина. Он более мелодичный, но мне кажется, что музыка здесь имеет мало отношения к стихотворению Д. Самойлова. Впрочем, это, конечно, сугубо мое личное мнение.
Мне же больше других по душе песня владимирского автора Александра Мордвинова. Для меня эта мелодия настолько слилась с текстом, что уже трудно представить их друг без друга. И я с большим удовольствием привожу здесь запись, сделанную у нас в Обнинске.
Но вариантов, конечно, гораздо больше. И каждый слушатель волен выбирать из них "свою" песню о Моцарте.
#авторская песня #барды #поэзия #песни под гитару