Раньше детей воспитывало общество, а теперь всё свалили на нас, родителей, а мы не знаем, как это делать, нам тяжело!
Они пришли втроем-шестнадцатилетний сын, мама и папа. Ольга с Сергеем уже несколько лет в разводе, у каждого из них своя семья, но общение по поводу воспитания Артёма они поддерживают. Их беспокоило то, что
сын отбился от рук, уже несколько месяцев стоит на учёте в ПДН, нахватал в школе двоек, ничего не хочет делать и исправлять. Любимых спортивных секций его лишили, телефон отобрали. Но почему-то не помогло. Хамит, огрызается и совсем не помогает по дому.
Рассказывая всё это, мама еле сдерживает слезы. В этом году Артём заканчивает девятый класс, что будет если не сдаст экзамены, ей страшно подумать. Папа старается сохранять спокойствие. Очень часто в разговоре оба родителя восклицают: "Ну а как же мы росли!?", "Совсем это поколение обнаглело! " и дальше в том же духе.
Я вспоминаю своё детство.
Родителей, работающих на заводе, сильно устающую маму, младшего брата, с которым она до позднего вечера на кухне делала уроки и одновременно готовила еду. Некогда было нашим родителям нас воспитывать! Этим занималось школа или детский сад. Отстающих учеников часто оставляли после уроков, в некоторых детских садах была круглосуточная пятидневка. Необходимые стране человеческие ценности прививались там же. Покорность, уважение к старшим через страх, скромность. Любое желание выделиться, получить похвалу клеймилось словом "выскочка".
Прошло более 25 лет, а я до сих пор помню, как завуч школы и классный руководитель вдвоём при всём классе ругали меня за то, что я при проверке техники чтения "посмела" сказать, что я лучше всех. Хотя так и было по результатам. Пристыдили меня тогда знатно. Хвалить было не принято, хвалиться тоже. Часто говорили, что "скромность украшает". Зато ругали долго и прилюдно. Мне кажется, я до сих пор слышу голос орущей на меня на всю рекреацию Натальи Викторовны. Я слишком тихо, на её взгляд, рассказывала на репетициях стихи. Зато она была способна перекричать собирающуюся домой толпу одноклассников. Такие " публичные порки" были унизительны. В эти моменты хотелось провалиться сквозь землю. Вот примерно таким способом нас учили держать своё мнение при себе, не выделяться и не выпендриваться.
"Что Вы, хвалиться нельзя, это плохо!"
Восклицают 30-40летние клиентки, когда я прошу их рассказать о своих сильных сторонах и достижениях. И я знаю не по наслышке "откуда растут ноги". Таким образом, мы, родители современных подростков, не видели примера воспитания в семье.
Но воспитывать НАШИХ детей общество и государство отказалось.
Теперь в их руках только образование, да и то напополам с репетиторами. Естественно, что родители в панике. Во-первых, боятся, что им присвоят звание "плохая/плохой мать/отец", во-вторых, видя, что привычное для их детства запугивание и суровость не работают, начинают бояться за будущее своих детей. И как итог-бросаются из крайности в крайность:от тотального контроля до полного отказа участвовать в воспитании- "делай что хочешь, я тебе больше слова не скажу! "
Родителей, мне, конечно, жалко, но детей я жалею больше. На них сильное давление-в школе, дома, вообще в социуме. От них многого требуют, часто обвиняют и призывают к ответственности. А они другие. И, как оказывается, к ответственности не готовы. Учёбу контролят родители, общение в соцсетях проверяется мамой, карманы выворачиваются, регулярные "головомойки" и воспитательные беседы становятся нормой. По старой традиции родители часами могут говорить о недостатках ребёнка, а на вопрос "В чём же хорош ваш сын? " недоуменно пожимают плечами. "Не за что нам его хвалить, понимаете? " В этот момент я не понимаю. Хвалить всегда есть за что, просто это непривычно.
Горькая правда в том, что наши дети не в силах сами себя изменить.
Не в силах помочь себе встать на "правильную дорожку" и достигнуть цели. Всему этому их надо учить. Ведь именно наша родительская задача вырастить самостоятельного, жизнеспособного человека. Который сможет справляться со сложностями в будущем. А пока он под нашей опекой(по законодательству это минимум до 18 лет) в наших силах научиться договариваться с ребёнком, давать возможность быть самостоятельным. К пятому классу "отдать" ему право самому заниматься учёбой, но быть "на подхвате". Сохранять тёплый контакт и личным примером учить уважению без страха. Давать возможность жить своими интересами, а не только " думать об учёбе". Отдыхать и получать удовольствие от жизни. Сам ребёнок всему этому не научится! Уличная среда, конечно, даст ему своеобразное "образование", но понравится ли оно вам? Выбор за нами, родителями. Артёму повезло, его мама и папа несмотря на давний развод готовы объеденить усилия и помочь сыну. В следующей статье я расскажу о конкретных рекомендациях, данных мною им. Уверена, многим из вас они пригодятся!
С удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях и буду рада видеть в числе подписчиков.
До новых встреч!
#советы детского психолога #воспитание детей #современные дети