Друзья!
Вы сидите на прекрасных местах в партере в оперном театре Испании или Италии, наслаждаетесь музыкой Джузеппе Верди в опере «Риголетто», начинается 4 акт. Сейчас будет знаменитая песенка Герцога «Сердце красавицы» … Но, что это?
К краю сцены подходит тенор, исполнитель роли Герцога, дирижер опускает палочку (причем видно, что он, в общем, не сильно удивлен, или это происходит не первый раз и дирижер уже попривык?), оркестр останавливается …
В наступившей тишине тенор, обращаясь к публике, торжественно произносит: «Внимание! Сегодня для вас поет лучший тенор мира!!!»
Далее он раскланивается и уходит на свое место для того, чтобы начать арию.
Зал взрывается диким шумом! – Видно, что часть публики ждала этого демарша, и она разражается аплодисментами! Немногочисленные зрители, не знающие тенора и неготовые к такому пассажу, застыли в недоумении и гадают, что бы это значило … Часть зрителей возмущены и не дают спектаклю продолжится – они свистят и кричат!..
Причем, надо сказать, что тенор не так уж неправ! До сих пор он пел хорошо, очень хорошо, можно даже сказать, что певец он просто выдающийся!!!
Что это? Превышающая все пределы личная скромность? Дикое самомнение? Нездоровье? Некоторые особенности характера – типа, себя не похвалишь, никто не похвалит? Заносчивость или убежденность в собственной гениальности?
Ваша реакция?
Вот, на мой бы характер – я бы снисходительно улыбнулся, поаплодировал (да ладно вам – ну, поддержите человека, ну, бывает всяко!) и приготовился слушать любимую песенку Герцога … – Так прорекламировать!!!... А будет ли он после этого соответствовать?
Тенора звали ИппОлито ЛАдзаро! Он был каталонец, выходец из Испании, поэтому давайте сразу договоримся об ударениях в его имени и фамилии – звали его ИппОлито, а фамилия произносится с ударением на первом слоге – ЛАдзаро.
Он пел на сцене 40 лет, это считается почтенным достижением.
Был действительно выдающимся певцом, но вот с такой особенностью … Он обладал голосом огромного диапазона со звенящими верхами (мечтой любого тенора!). Был красив, пел темпераментно – сердечно и горячо, порывисто, даже, взрывчато, как вспоминают современники, за что был искренне любим своей немаленькой аудиторией!!! Мог на крайних верхних нотах уменьшить громкость голоса до еле слышного мерцания, что требовало огромного мастерства и вызывало восхищение его поклонников!!
Но его сгубила страсть к копированию Карузо и увлечение неподходящим ему репертуаром. Голос Ладзаро стал тускнеть и терять в красоте и силе.
Он дебютировал в 1910 году, пел на лучших оперных сценах мира, дружил с композиторами У. Джордано, П. Масканьи. Пел в операх Верди, Беллини, пел трудный веристский репертуар. Много концертировал.
С 1930-х годов он часто выступает в испанской национальной оперетте. Это особый жанр, очень любимый в испаноязычных странах, он называется сарсуэла.
Вообще, надо сказать, первая половина ХХ века характеризовалась среди теноров повальным стремлением к копированию Великого Карузо! Его уникальный голос властно притягивал взоры и слух завистников – густой виолончельный тембр невероятной красоты, огромная сила самого звука, страстная горячность подачи, своеобразная техника вокала … Ну, все!!!
Они забывали об одном – голосу Карузо нельзя было научиться, с таким голосом нужно было родиться!!
Выдающийся итальянский певец и знаток вокала Джакомо Лаури-Вольпи в своей дивной книге «Вокальные параллели» пишет:
В период между 1910 и 1930 годами пышным цветом расцвела плеяда артистов, вовлеченный в орбиту звезд – уже угасшей (Таманьо) и еще светившей ярким светом (Карузо). Вновь появлявшиеся тенора, наделенные подчас прекраснейшими голосами, неизменно втягивались в зону притяжения этих звезд, были ослеплены их сиянием, загипнотизированы, заворожены ими и могли блистать лишь отблесками чужого света.
Недаром, в книге «Вокальные параллели» у автора есть специальный раздел «Эпигоны Карузо», где он разбирает творчество подражателей Великого певца!
Ипполито Ладзаро имел в свое время большой успех!! Его пригласили в Нью-Йорк, где он пел на сцене «Метрополитен опера» и соперничал здесь с Карузо. В европейских театрах он соперничал со своим земляком Мигелем Флетой, что тоже было непросто.
Известный музыковед и историк вокала Евгений Цодоков в своей статье о Ладзаро пишет:
Ладзаро принадлежал к плеяде выдающихся теноров 1-й половины 20 века. О нем ходили легенды. Лаури-Вольпи пересказывает одну из таких историй, рассказывая, будто Ладзаро, выходя на сцену, иногда вдруг заявлял публике: «Внимание! Сегодня Вы слушаете первого тенора мира!». Возможно, в этом утверждении не было такого уж большого преувеличения.
А Цодоков, друзья, просто так такого не скажет, уж поверьте мне!!
Огромный успех Ладзаро имел в странах Латинской Америки, особенно, на Кубе.
Ария Артура из оперы «Пуритане» В. Беллини. Поет Ипполито Ладзаро.
В Гаване в 1950 году он завершил свою творческую карьеру. В кубинской столице Ипполито Ладзаро прожил несколько лет со своей семьей, там он вложил немалые средства в недвижимость. После революции 1959 года и прихода к власти Фиделя Кастро он потерял абсолютно все!!!
Обидевшись на Кубу и ее руководство, Ладзаро уехал в свою родную Барселону. Там он преподавал. И там же в 1974 году скончался в возрасте 87 лет.
… из-за упорного стремления копировать Карузо и превзойти его, а также из-за того, что певец отошел от репертуара XIX века и сосредоточил свои усилия на операх Масканьи, его рост остановился на полпути.
Бывало, что в разгар спектакля он вдруг выходил к рампе и возвещал слушателям: «Внимание! Сегодня вы слушаете лучшего тенора мира!». Он во что бы то ни стало хотел превзойти Карузо, стать первым тенором всех времен и народов. Известность он приобрел (возможно, уже одним этим желанием), но славу – нет.
Вокальные параллели. Дж. Лаури-Вольпи.
Друзья!
Ваше мнение об особенностях характера Ипполито Ладзаро? Даже Киркоров, вроде бы, не позволял себе такого!!
Жду, как всегда, ваших отзывов, пожеланий и предложений!
Не забывайте, пожалуйста, лайки!
И подписываемся на блог «Жизнь артиста в Дзене»! Подписываемся!! Впереди много интересного!!!