Тема воровства она актуальна во все времена.
Давайте вспомним историческую повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», в которой описана история казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленного польскими войсками.
Кто внимательно изучал в школе это произведение, должен помнить, что «законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной».
Также все зрители помнят полюбившийся фильм «Джентльмены удачи», где Василий Алибаба Алибабаевич сокрушается:
— Шакал я паршивый, всё ворую и ворую...
— Чё это ты воруешь?
— Вот на карауле здесь сижу. Украли уже.— Ну, я пошёл.
А вот у цыган самое страшное наказание — лишение права принадлежать к цыганскому обществу. Это наказание применяется в случае особо тяжких преступлений, как воровство при некоторых обстоятельствах, и другим причинам. Изгнание сопровождается осквернением.
Можно вспомнить и про другие страны, какие наказания были приняты у них раньше.
Не буду смущать читателей страшными наказаниями за воровство в других странах, а только напомню, что человека лишали каких- то частей тела.
Вором не рождаются. Многих на такой путь встать вынуждают разные обстоятельства. Особенно много было таких в послевоенные годы, когда дети – сироты, для того чтобы выжить, на базаре воровали у торговок продукты.
Считаю, в этом нет их вины, а это их беда, тем более отцы и братья полегли на поле боя, защищая свою родину. А вот их дети, испытывая чувство голода, намерены пойти на такое преступление.
Есть произведения в русской литературе, на примере которых можно воспитать честных людей и истинных граждан своей страны.
Двоякое мнение вызывает рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк».
«Бирюк - личность цельная, но немного трагичная. У него свои взгляды на жизнь, но иногда и им приходится изменять. Он не понимал, почему крестьяне относятся к воровству как к чему-то обыденному.
«Вязанки хворосту не даст утащить» — говорил крестьянин на сборище, как будто у него на это было право. Крестьяне так говорили, потому что были безграмотны и жили впроголодь. Но ведь Фома тоже жил бедно: «Изба лесника состояла из одной комнаты, низкой и пустой, без полатей и перегородок»…
Если бы он сам воровал лес, то жил бы не в ветхой избушке, а в большом сосновом доме. Но он чётко выполнял свою работу и просил только немного дров, чтобы «колоть на лучину и топить печь.
Когда на уроке разбираем этот рассказ, дети удивляются, что можно было жить в страшной бедности, хотя мог бы перешагнуть недозволенное и обустроить свой быт; и жена не сбежала бы от него от безысходности. Бедная дочка и грудной ребенок…Сердце обливается кровью, когда узнаёшь, что на ужин только чай и кусок хлеба, даже сахара нет.
В наши дни такое можно встретить только в сильно пьющей семье. Ито, думаю, мало таких.
Знакома одна семья, у которых несколько малолетних детей, одни мальчики. Родители не забывают о себе (почти каждый день употребляют горячительные напитки). Старший из сыновей (честь и хвала ему) заставляет маму покупать продукты, заботясь не только о себе. И ещё выговаривает ей:
— Ты себе берешь и то, и другое, купи нам тоже колбасу, булочки и т.д.
Что удивительно, говорят, что она подчиняется и выполняет просьбу старшего сына.
Я не понимаю, что заставляет воровать людей. В годы войны за колосок сажали людей за решетку. Но там причина совершенно другая. Главный виновник - голод. За мерзлую картошку, выкопанную с поля, также наказывали людей, хотя этот продукт пропадал зря.
Думаю, в этом положении перегиб был страшный, перегнули палку совсем. Неужели не понимали, что люди пухли от голода, хотя принимали активное участие в борьбе с врагом.
Сколько работаю в одной и той же организации, меня обворовали два раза: один раз школьница стащила из сумки деньги, собранные за питание(90-годы). А буквально лет семь тому назад у меня стащили новые кожаные туфли (стоили 2-3 тысячи рублей) с учительской. Это было в феврале, когда в школе проходила встреча выпускников. Я не могла присутствовать на этом мероприятии, так как пригласили на тот день, на юбилей к кому-то из родни.
Я спохватилась их 8 Марта. Пришла на работу я нарядная, и думала, что туфли лежат на месте. Как же неприятно была удивлена, когда не обнаружила их.
Хотя была уверена, что не забирала домой, всё-таки, чтобы ещё раз удостовериться, на большой перемене сбегала домой (пять минут ходьбы до дома). Понятное дело, дома нашла всю свою обувь, кроме этих туфель.
У нас работала приезжая учительница (её уже нет в нашей школе), подозрения пали на неё. Как-то она без моего спроса в каникулы с утра щеголяла в моих шлёпках. Увидев меня, улыбаясь, проговорила:
— Ничего, я похожу в твоей обуви, а то ноги устали в сапогах.
А что мне оставалось делать? Промолчала и всё. Не буду ведь стягивать с её ног. Размеры ног совпадали, да и такое мероприятие в школе, хоть на кого думай, кто стащил мою обувь. Она поступила обдуманно и заранее спланировала. Это мое личное мнение.
Я надевала их всего пару раз. А те коллеги, с которыми работаю более двадцати и тридцати лет, на такое никогда не пойдут.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ