Мало какие проекты в Европе в настоящее время проходят без пристального внимания заокеанских коллег. Казалось бы, какое дело Соединенным Штатом до того как страны средиземноморского энергетического треугольника решают свои проблемы? А оказалось, что свое мнение там высказать просто обязаны, осталось только понять, будет ли этому какое-то продолжение.
Немного справочной информации.
Восточно-Средиземноморский трубопровод - это проект наземного/морского газопровода с пропускной способностью 10 млрд. кубометров в год, который должен будет транспортировать газ с шельфового месторождения восточной части Средиземного моря и тем самым соединять собой Кипр, Крит и Грецию.
В свое время, в 2020 году, страны заключили соглашение на проведение необходимых исследований, были выделены необходимые средства, проект был признан важным для Европы в целом. Точнее признано это было еще годом ранее, но окончательное соглашение было подписано 2 января 2020 года.
И вот на днях, согласно некоторым источникам, правительствам стран участниц поступил неофициальный документ, где говорится, что США не поддерживают данный проект. Американская администрация сделала акцент, что трубопровод будет провоцировать напряженность в регионе, а также сослалась на экономические и экологические причины.
Что довольно странно, потому что в 2019 году они эту идею всячески поддерживали о чем свидетельствовало присутствие на начальном этапе переговоров госсекретаря США Майка Помпео. Они были со всем согласны, так как строительство газопровода обеспечивало в некоторой степени энергетическую независимость Европы от поставок газа из России.
Что заставило их поменять свое мнение?
Греческий информационный портал Defence-point.gr полагает, что Штаты не хотят портить отношения с Турцией из-за этого проекта. Однако тем самым они ставят под удар отношения со своими давними и близкими партнерами, такими как Израиль, который тоже один из подписантов этого соглашения.
У автора есть предположение, что это также может быть связано с проектом "Сила Сибири - 2" (строительство нового газового трубопровода между Россией и Китаем), который в теории сможет вытеснить США с азиатского рынка. А ведь запасной рынок сбыта нужен всем, верно? Поэтому европейская энергетическая независимость и не кажется больше таким приоритетом.
Что же, неофициальные документы, конечно, ни к чему не обязывают, но неприятный осадок от подобного поведения наверняка останется, даже если дальше этого дело не пойдет.
А у вас есть рабочие теории, поясняющие такое поведение?