Найти в Дзене
Та самая Ирочка

Волшебство и реальность в книге Кэтрин Бэннер «Дом на краю ночи»

Про Италию в моем блоге написано немало, кивков и намеков в ту сторону сделано, наверное, и того больше. Но страсть есть страсть — со временем ей бы надо приутихнуть. Я так и подумала этим летом, когда поняла, что моя тяга не такая, кажется, уже и тяга. И как бы ни манили Сицилийские или Неаполитанские берега, прошлым летом эльфийские лукавые глаза были ближе... Но все изменил один поход в библиотеку.

Теплым, даже точнее — очень жарким августовским днем я пришла в библиотеку сдавать прочитанные книги. И решительно не хотела брать ничего. Но внезапно взгляд мой упал на темно-синюю обложку с интригующим названием «Дом на краю ночи». Читаю аннотацию — похоже на семейную сагу. Беру! Люблю такие истории.

И только придя домой и начав читать, поняла: это про нее, про любовь. Про Италию. Могло ли меня в те дни что-то оторвать от чтения, захватившего с головой? Конечно. Работа. Кажется, только она. Ах, да, еще необходимость выгуливать дона Риккардо. В остальном же Кэтрин Бэннер просто взяла меня в prigioniero (умышленно прибегну к ходу автора) и не отпускала все 450 страниц. Об этом мой пост. Но он, разумеется, значительно короче романа.

Итак, Кэтрин Бэннер, «Дом на краю ночи». Молодой во всех смыслах автор, который своей книгой покоряет с первых строк. Потому что это... волшебство. Но это не только магия слова. Еще это магия Италии, эпохи и просто писательского дарования Кэтрин Бэннер.

Но на этом магичность и волшебность романа не заканчиваются. Потому что, едва начав читать, буквально с первых строк понимаешь, чувствуешь что-то знакомое. Словно нечто подобное уже где-то было. Читалось. Или виделось? Нет, откидываю эту мысль и с головой ныряю в волны, что плещутся возле берегов островка Кастелламаре. И пусть этого острова фактически нет на карте, пусть есть только городок с населением чуть менее 15 тысяч человек, автор настолько реалистично описывает все происходящее там, что веришь. Веришь всему, о чем написано — и завывающим привидениям в таинственных гротах, и чудесам Святой Агаты, и той всепоглощающей любви, которой пропитано произведение.

-2

Да, это книга о Любви. С большой буквы. Потому что она здесь не просто большая, она огромная. В сотни раз больше самого острова. И даже, пожалуй, самой Сицилии. Любовь здесь — это не только про Пину и Амедео или Марию-Грацию и Роберта. В книге любовь во всем: в отношении жителей к самому острову и даже друг к другу. Несмотря на регулярно возникающие интриги, склоки и прочие соперничества, они могут радоваться все вместе, собравшись всем миром помогать кому-то одному, попавшему в беду, если этот кто-то — честный и добрый. Потому что и сами кастелламарцы по сути своей такие: добрые, честные, открытые, отзывчивые. И даже в надменность, отстраненность и презрение графа и графини д'Исанту не верится всерьез, потому что это выглядит, скорее, как маска. Прикрытие. Завеса. Исполнение ролей, как в пьесе — стареющий граф и графиня, его молодая ветреная жена. А за масками — все та же Любовь.

Словом, любви в книге много. Она во всем. Чего стоят только описания посиделок в кафе «Дом на краю ночи» или фестивалей Святой Агаты. А то, с каким трепетом автор рассказывает о заботе Амедео не только о своих детях, но и о детях других жителей или о них самих, включая их коз и прочий скот. Или любование зарослями бугенвиллей на веранде «Дома» — и воображение сразу рисует синее-синее море, бесконечно яркое сицилийское солнце и пышную розово-сиреневую пену мелких цветов бугенвиллии на контрасте с белоснежными стенами. Идиллия? Нет. Италия. Этим все сказано.

-3

Но одних описаний и аккуратно выстроенной сюжетной линии мало. Этого не хватит, чтобы держать читателя. Меня — особенно. И не потому, что я такая капризуля. Просто после пяти лет филфака очень не просто оказывается найти приятную современную книгу в молодом авторстве. Кэтрин Бэннер, как истинный chef italiano умело смешивает в одном романе исторические факты (в частности, фашизм, Вторая мировая) и магический реализм (отсылки к «Сто лет одиночества» Маркеса прослеживаются более чем явно). Добавляя сюда по щепотке иронии и романтики. И щедро приправляя это сказками — и теми, что собирает Амедео и просто событиями, происходящими на островке, которые в большинстве своем напоминают сказку. По сути, со сказки здесь все и начинается. И каждая часть также открывается сказкой из тетрадки Амедео.

-4

Но, в отличие от «Ста лет» Маркеса, здесь не нужно рисовать семейное древо, чтобы не запутаться в Ребекках, Аурелиано и прочих Амарантах и Хосе Аркадио. Здесь все проще. Более того, здесь вообще все просто: и люди, и их жизни, их проблемы... Все то, с чем бок о бок живут многие из нас — первая любовь, страсть, измена, рождение детей, их болезни и взросление, сумасбродное «начальство» и замечательные соседи и все прочее, что называется жизнью.

Но при этом Кэтрин Бэннер описывает все легко, вкусно, солнечно и тепло. Поэтому роман, несмотря на свои 450 страниц, воспринимается и даже звучит, как magica canzone italiana, спетая под тихий перебор струн гитары на берегу моря одной августовской ночью под рюмочку limoncello.

#тасамаяирочка #италия #сицилия #рецензия на книгу #что читаешь #чтение #литература для женщин #современная проза #современная литература #писательство