Найти тему
Sputnitsya Bezmolvya

Опускаясь в Бездну бесчеловечности ...

Занятие на кафедре психиатрии закончилось. Студенты медицинского института резво складывали свои учебники и конспекты в сумки, перебрасываясь вопросами: "Как и на чём будем добираться назад? Где завтра будет проходить лекция по акушерству и гинекологии? Кто даст списать последнюю лекцию по хирургии?", и, без промедления, покидали маленький кабинет в старом обшарпанном здании психиатрической больницы, на базе которой велась подготовка будущих медиков. Было далеко за полдень, осеннее солнышко приветливо освещало позолочённые кроны деревьев, что росли на территории больницы. День стоял погожий, от природы веяло каким-то спокойствием и смирением к начинающему увяданию. Именно в такие дни хочется побродить по парку, полюбоваться на природу, задуматься о жизни...

Кабинет быстро опустел. В нём остались только студент, который всегда сидел на первом ряду и постоянно задавал на занятиях и лекциях вопросы, и Светлана Ивановна - женщина лет тридцати пяти, врач психиатр высшей категории, специалист по судебной психиатрии и работник кафедры, преподающий медикам данную дисциплину. Она спокойно снимала со стен таблицы и плакаты, посвященные тематике прошедшего занятия и складывала их в угол за шкафом. Студент пятого курса Максим Стенелюк так же спокойно сидел за столом и смотрел в окно. Его не смущало, что занятие закончено и, в общем-то, целесообразно в таком случае удалиться. Он везде и всегда чувствовал себя, как рыба в воде, был симпатичен, боек, нравился девушкам, да и преподаватели, пытаемые его постоянными вопросами, редко досадовали на него за это: в них чувствовалось искреннее желание докопаться до сути, был виден пытливый аналитический ум студента. Было понятно, что задаются они, не преследуя цель поиздеваться и поставить в неловкое положение публично.

Вот и сейчас, он не торопился вставать и уходить. И чувствуя, что Светлана Ивановна тоже его не гонит, вдруг спросил:

-Светлана Ивановна, а можно вас спросить? Вот вы уже давно работаете, в том числе в судебной психиатрии, вы много видели. Скажите, пожалуйста, а кто такие, по вашему, маньяки? Что это такое? Как человек может дойти до этой бездны, переступив все мыслимые и немыслимые черты и запреты? Или это уже врождённая данность, установленная программа, запуск и реализация которой произойдут неизбежно, пусть даже триггер будет отложенным до поры до времени?

Понятно, что вопросов было задано много, и на один-то, если отвечать развёрнуто, времени не найти. Но Светлана Ивановна в этот день, видимо, никуда не торопилась, и тоже, вероятно, поддаваясь некому философскому настроению природы за окном, захотела порассуждать. А может быть она и сама часто задавала себе такой вопрос, встречая при освидетельствовании разных преступивших закон людей с их страшными, не вполне по человеческим меркам понятными поступками?...

Светлана Ивановна села напротив пытливого студента и начала:

-Ну как вам сказать, кто они такие? Начнём с того, что они такие же люди, как и мы с вами, из плоти и крови. А что их довело до этого?... У каждого своя история.

-Но ведь они же не являются психически больными людьми?

-Нет, они прекрасно осознавали и отдавали себе отчёт в своих поступках. Практически все скрывались от следствия. В некоторых случаях можно выявить пограничные состояния, понятно, что такую психику совершенно здоровой тоже не назовёшь. Но на учёте эти люди не стояли. И многие в обычной жизни вели себя адекватно, ни чем не вызывая подозрений.

-А можно ли в данном случае говорить о каком-то врожденном дефекте? То есть ими рождаются или всё же становятся?

-Ну тут однозначно тоже не скажешь... Многие жили в неполных или полных неблагополучных семьях, встречались случаи инцеста. То есть отягощённая наследственность у некоторых просматривается, но не у всех. Есть те, кто жил в полных, с виду благополучных семьях. Так что здесь трудно сказать... По наследству это, видимо, всё же не передаётся. Что-то другое... Но некоторые из этих людей, так называемых маньяков, начинали свои "подвиги" ещё в раннем детстве : мучили и пытали беззащитных животных, где-то пакостили, что-то поджигали, воровали. Да, у некоторых задатки прослеживаются с детства...

-Вот если это не однозначно врождённое и неумолимо преследующее человека, как фатум его судьбы, то что может явиться производящим моментом?

-Давайте начнём с того, что есть факторы предрасполагающие, и, как мы знаем, - производящие. Так вот не у всех людей, находящихся в раннем детстве, допустим, в среде предрасполагающих факторов, в итоге запустится механизм уничтожения. Есть много случаев, когда ребёнок подвергался в детстве любому насилию: физическому, психологическому и сексуальному, но, может быть, и страдая в жизни от последствий такого воздействия на детскую психику, не становился в итоге серийным убийцей. Мы знаем примеры, когда даже наоборот, человек находил в себе силы для преодоления и вырастал достойной личностью, может быть даже и гордостью общества. Но во многих случаях - да, маленький человек, подвергающийся унижению, растлению, домогательствам - начинает мстить. И эту месть вынашивает с детства. И мстит не своим прямым обидчикам, а выбирает в жертвы, опять же, людей слабее себя: вот как, допустим, в с случае с маньяком Головкиным по просвищу "Фишер": над ним в детстве издевались сверстники, он вырос и стал заманивать мальчишек в гараж, мучая, пытая, совершая действия сексуального характера... То есть мстил определённо именно этой категории людей. Или кто-то в детстве имел деспотичную мать, которая подавляла и наказывала. Встав взрослым, убивал именно женщин, но не любых, а чем-то отдалённо напоминающих мать. Только в этом случае возникало в душе непреодолимое желание так же помучить, поиздеваться, насладиться страданием того, кто так долго издевался над тобой.

-Или как в случае с "Нейлоновым убийцей" в Америке Тедом Банди... - радостно перебил студент, довольный тем, что и сам немного владеет предметом разговора. Светлана Ивановна улыбнулась, оценив то, что человек, задающий вопрос, и сам пытался вникнуть и понять. Она согласилась:

-Да, с ним разорвала помолвку однокурсница, имеющая тёмные волосы и прямой пробор. В дальнейшем все его жертвы были как под копирку похожи именно по этим признакам. Иногда причинно-следственные связи отследить трудно. Как в случае с насиловавшим людей всех возрастных категорий и обоих полов, кому не посчастливиться попасться ему в лесу, Ряховским. Обычая семья, никакого издевательства в детском возрасте, никаких травм... А иногда человеком в его преступлениях управляет не месть, а извращённые стереотипы поведения, наглядно демонстрируемые ему в детстве. Таким людям, кто не видит перед собой нормальные отношения в семье между мужчиной и женщиной, у кого нет морально-нравственного ориентира, - тяжело потом выстраивать свою собственную личную жизнь. Перед глазами только порочная модель поведения. И осознание собственного, внушенного в детстве, ничтожества, недостоинства, что тоже мешает созданию гармоничных отношений с другим человеком. Отсюда идут принуждение, взятие силой вместо равноправных отношений.

-А производящие факторы? Что чаще всего является пусковым крючком?

-А разрешающих факторов тоже много. И, кстати, иногда с них только и начинается, нет ни инкубации, ни продромы, так сказать. Как в случае с убийцей молодых и красивых девушек- моделей молодым человеком, фамилию которого сейчас не припомню. Он видел, как болезнь и смерть изуродовала лицо его некогда красивой матери, это было для него шоком, причиной и следствием в одном лице: он заманивал красивых девушек якобы на фотосессию, убивал их и фотографировал. Тем самым как бы сохраняя их вечную красоту. То, чего стремительно лишилась некогда его красивая мать. Настолько его потряс быстрый процесс увядания, он не нашёл в себе сил с этим смириться. Вот такая вот миссия... И, кстати, он не являлся сексуальным маньяком. Только убивал. У многих в голове, как сами признавались, как буд-то стояла программа, миссия: допустим, убивали только женщин лёгкого поведения. Порядочных, по их мнению, - не трогали. Как бы очищая общество. Как буд-то в этом случае они получали индульгенцию на убийство... Вот такая вот программа в голове. И человек сам себя оправдывает. В своих глазах - он герой, очищающий общество или сохраняющий вечную красоту девушек...

-Во многих случаях всё запускает черепно-мозговая травма - снова встрял радостный, довольный своей сообразительностью, студент, - вот как в случае с нашим так называемым "коллегой", доктором скорой помощи Василием Куликом...

-Да уж, "коллега"... - Светлану Ивановну передёрнуло, - Или в случае с Битцевским маньяком - тоже травма головы, органика. У многих, на примере ставшим уже именем нарицательным - Чикатило, - причиной могла явиться слабая половая конституция. Некоторым, как в случае со Сливко, удовольствие доставляло исключительно созерцание агонии мальчика-пионера в галстуке и черных лакированных ботиночках. Сливко не был классическим сексуальным маньяком в традиционном понимании этого слова. Но подтекст его убийств был сексуальным.

Преподаватель и студент замолчали. Факторов действительно было много, и в единую систему координат свести их было трудно...

-То есть наследственность, факторы, ломающие детскую психику, черепно-мозговые травмы и другие органические повреждения головного мозга, половая конституция... - попытался было подытожить Максим.

-И ещё есть кое-что...-нерешительно начала говорить преподаватель. Было видно, что это являлось её глубоко личным наблюдением, и она не могла решить, стоит ли им делиться со студентом. Она задумалась.

-А что это - ещё кое-что?... - видя её нерешительность, проявил явную заинтересованность студент.

-Видите ли... Конечно, может быть нельзя этот фактор рассматривать слишком серьёзно... Во всяком случае с научной точки зрения он не выдерживает никакой критики. Но, факты - вещь упрямая, а из песни слов не выкинешь...- продолжила говорить загадками Светлана Ивановна, видимо всё ещё не будучи до конца уверенной, что её правильно поймут.

-Это очень интересно! Мне очень интересно узнать ваше мнение!-сообразил Максим, как уговорить осторожного преподавателя довериться ему и поделиться своими наблюдениями.

-Понимаете, существует ещё некий мистический аспект. Я хочу, чтоб вы меня правильно поняли. Не секрет, что я являюсь верующим человеком, и в этом случае, как ещё охарактеризовать данные злодеяния, как не одержимость, пребывание в руках дьявола?.. Ну, пользуясь православной терминологией и теми категориями, какими мыслит верующий человек - как ещё это назвать, если не так? Но я так же являюсь лечащим врачом, веду научную работу на кафедре, следовательно, пользуюсь и научным подходом, некоторые аспекты которого, касаемые данного вопроса, мы сейчас немного затронули. Но есть ещё нечто... И это - тоже факты. Документально подтверждённые. Понимаете, не во всех, но во многих случаях в жизни этих людей присутствовала ужасная мистика. И они сами это подтверждали. Вот, например, Чикатило, являясь, по сути, ярым коммунистом- атеистом, - признавался, что во всех его преступлениях он чувствовал покровительство неких духов. Прям так и называл. И возвращался на места преступлений, ходя там практически незамеченным и наблюдая, как оперативники исследуют улики с места происшествия. И никто его не видел, он был, по его же ощущениям - неприкасаемым, такое покровительство он ощущал. И признался, когда его всё же схватили, что духи его предали.. Что он чувствовал? Каких духов его душа ощущала? Это как?...

Или вот взять того же Василия Кулика. Да, производящим фактором явилось его избиение с черепно-мозговой травмой. Но ведь был жуткий, мистический, практически пророческий случай во время его рождения... Он не появлялся на свет три дня. Роды продолжались три дня... Измучались и роженица, и акушеры. И что обычно испытывают медики в таком случае? Конечно же - сочувствие к матери и будущему ребёнку. Ведь есть угроза гибели обоих. В случае же с Куликом акушеров объял необъяснимый мистический страх. Они подошли к матери и сказали, что у неё рождается просто Чудовище... И лучше бы ему не появляться на свет... И мы знаем, каким чудовищем он был потом.... Вот это как?

Максим сидел, высоко подняв брови от удивления и не зная, что сказать. Светлана же Ивановна продолжила делиться своими наблюдениями:

-А в случае с маньяком Муханкиным, который в детстве, по признанию не любившей его матери, ночами выл на луну, да так, что мистический страх пробирал даже издевающуюся над ним женщину, и она его в эти минуты боялась... И, кстати, ни один из них не смог остановится самостоятельно. Всё шло только как снежный ком, по нарастающей. Иногда они и сами были рады, что их поймали. Признавались, что сами бы не смогли остановиться.... Как буд-то кто-то их толкал на это... Вот эти вот удивительные по своему ужасу мистические моменты позволяют мне иногда предположить, что не всё так однозначно в этом деле...

Последнюю фразу Светлана Ивановна произнесла с завершающей разговор интонацией. Максим всё понял, поблагодарил преподавателя за уделённое время. Уже на выходе он вдруг, обернувшись, спросил:

-Светлана Ивановна, а можно задать личный вопрос?...

Обоих после этого вопроса бросило в краску, но Светлана Ивановна быстро отвернулась к окну, чтобы скрыть это. Она спокойным уверенным тоном строгого преподавателя произнесла:

-Ну попробуйте.

Максим вдруг оробел и задал совершенно неуместный вопрос:

-А как вы думаете, это хорошо, что им дают пожизненное?...

Светлана Ивановна улыбнулась и произнесла: "Хорошо."

Студент вышел из здания больницы. В лицо ему пахнул приятный легкий ветерок. И всё вокруг казалось таким лёгким и приятным. Он молча шёл, вспоминая детали разговора, её интонацию, причёску, улыбку... И, конечно, не это он хотел спросить напоследок. Он хотел пригласить её в кафе.... Но подумал, что после такого жуткого разговора, наверное, это будет как-то не совсем уместно. Максим просто не решился... Пока не решился...