Мне кажется, что картина "Время, вперёд!" была первым советским фильмом, снятым в жанре буффонады. Режиссёр Михаил Швейцер снял этот двухсерийный фильм в 1965 году.
При чём тут Харьков?
Уже с первых минут фильма слово "Харьков" становится нарицательным. Его повторяют все герои фильма, начиная от телефонисток и закачивая руководящим составом. Чем же так взволновал этот город участников грандиозной сибирской стройки?
Всё просто. Рабочие одного из харьковских предприятий установили "мировой" рекорд по количеству замесов за рабочую смену. Все действующие лица бурно обсуждают эту новость. Больше всех их волнует мысль: "А почему же не мы"?
Строители ходят за начальством, требуют дать им возможность установить "мировой" рекорд и обогнать Харьков.
В чём именно выражается буффонада
Общая стилистика картины явно выходит за рамки традиционного драматического повествования. Герои фильма находятся в постоянном движении. Ритм жизни на стройке очень напоминает муравейник.
Диалоги и монологи героев проходят на повышенных тонах в явно гротесковой манере. Именно жанром буффонады Михаил Швейцер пытался передать зрителям особую атмосферу энтузиазма, царившую в предвоенные годы в Советском Союзе.
Блистательная игра актёров
Мне кажется, что актёры получили удовольствие от съёмок в этом фильме. Некоторые сцены вполне можно рассматривать в качестве отдельных короткометражных фильмов с законченным сюжетом.
Особенно мне понравилась сцена телефонного разговора начальника участка Маргулиеса (Сергей Юрский) со своей сестрой Катей (Лариса Кадочникова).
Все персонажи фильма получились очень яркие, каждый со своим характером. Считаю это совместной заслугой актёров и режиссёра фильма.
Где правда, а где ложь
Существует мнение, что как фильм, так и одноимённый роман Валентина Катаева не о людском энтузиазме, а о каторжном труде рабочих, которые вынуждены были работать в таком бешеном ритме, чтобы заработать кусок хлеба.
Я не согласен с этим мнением. Фильм мне кажется правдивым и точно передающим дух того времени. Можно спорить о методах, которыми достигался этот энтузиазм, но в итоге он был искренним. Люди верили в светлое будущее и отдавали все силы, чтобы его приблизить.
Нужно ли обгонять Харьков
Для тех людей такой вопрос вообще не стоял. Если кто-то вырвался вперёд, то его непременно нужно догнать и перегнать.
Критики подобного метода считают, что подобная штурмовщина привела впоследствии к большому браку в выпускаемой промышленной продукции.
При этом они не учитывают в какой ситуации находилась страна. Перед государством стояла задача в кратчайший срок превратить экономику СССР из сельскохозяйственной в индустриальную. И эта задача была решена.
Ещё на один аспект хотелось бы обратить внимание. В те годы социальный статус человека определялся его успехами на работе. На слуху были люди, которые ставили рекорды на производстве, например, Алексей Стаханов. В современном обществе социальный статус человека уже не определяется его трудовым вкладом.
Музыка в фильме
Невозможно, рассказывая об этой ленте, не упомянуть музыку Георгия Свиридова, которая была написана специально для этого фильма. Фрагменты его сюиты "Время, вперёд" долгие годы служили заставкой к программе "Время".
Смотрели фильм "Время, вперёд!"? Поделитесь своими впечатлениями!