Хочу поделиться свои впечатлениями о рассказах Алексея Николаевича Толстого, в надежде на то, что кто-нибудь прочтёт их. И не пожалеет о прочитанном.
Хочу сразу отметить, что рассказы очень увлекательны, по большей части весьма динамичны, чрезвычайно просто и быстро читаются. Вообще, А.Н. Толстой все свои произведения, а у него есть и несколько романов - помянем, прежде всего "Пётр Первый", "Хождение по мукам", два фантастических романа "Гиперболоид инженера Гарина" и "Аэлита" - писал очень короткими и простыми предложениями. Вероятно, осознавая тот факт, что в 1920-1930-х годах - годах, на которые пришёлся пик его писательской славы - большая часть населения страны только вышла из классов ликбеза. Поэтому ни длинных предложений, ни долгих раздумий, ни длительных внутренних терзаний, никакого французского - как у Льва Николаевича. Зато много истории, которая подаётся от лица людей живущих в описываемое время, много динамично развивающихся сюжетов, и жизнь описана так, что верится, что всё это могло быть на самом деле. Книгу в 300-500 страниц можно прочитать вечера за 3-4. Хорошо взять книгу А.Н. Толстого в поезд или самолёт - дорога пролетит незаметно. Или на лекции, если сам предмет лекций не представляет интереса. И многое из прочитанного запомнится, так как выходит за рамки нашей нынешней повседневности. Также хочется отметить, что в рассказах почти нет реверансов в сторону большевиков и лично Ленина, (которых, к примеру, очень много в "Хождении по мукам") которые автор вынужден был делать после возвращения из эмиграции. Но эти реверансы о гениальности Ленина "красный граф" подаёт весьма талантливо. Впрочем, вряд ли у него был особый выбор. Иначе бы его просто не печатали.
Признаюсь, что мне трудно представить рассказы А.Н. Толстого в женских руках. Хотя тема любви, конечно, присутствует в рассказах. К примеру, пронзительный рассказ "Гадюка", о девушке, которая воевала сама, потеряла на войне любимого и после войны, как сейчас говорят, не нашла себя в мирной жизни. Движущей силой неоконченного романа "Егор Абозов" также является страсть главного героя. "Любовь", "Голубые города", "Подкидные дураки" - всё это о любви. Причём несчастной, так как о счастливой читать не интересно. "Сожитель" - комичный рассказ о незамужней женщине. Всё это на фоне описания событий 1917-1920-х годов, а также с примесью детективных и криминальных сюжетных линий.
В конце заметки хочу кратко пробежаться по сюжетным направлениям рассказов. Если через много лет меня спросят: "Что ты помнишь из рассказов А. Толстого?" - уверен, что первым я назову "Приключения Невзорова, или Ибикус". Это, кстати, и самый длинный рассказ - чуть более 100 страниц. Приключения человека, который в неразберихе революционных лет посвятил себя одной мысли - разбогатеть - проглатываешь за один вечер. Просто не оторваться. Экранизация взлётов и падений главного героя, с моей точки зрения, могла бы быть очень успешной. Думаю, что в СССР не экранизировали только потому, что идеологию в этот рассказ не впихнуть. Если только в качестве примера отсутствия моральных принципов на пути к обогащению. Кстати, эта тематика также имеется в рассказах, к примеру "Убийство Антуана Риво", "Черная пятница", "Харитоновское золото". Исторические рассказы: "День Петра", "Повесть смутного времени", "Гобелен Марии Антуанетты" - хочется отметить, что жестокость изображённая в рассказах, подаётся так, что её совсем не осуждаешь. Хотя пытки изображены довольно наглядно. Жестокость как часть тех времён, повседневная лютость. Есть рассказы и о детях, которые можно назвать и детскими - "Детство Никиты". Есть фантастические, к примеру "Союз пяти", хотя фантастика А. Толстого - "Гиперболоид инженера Гарина", "Аэлита" по нынешним временам смотрится весьма наивно, что неудивительно, после того, чем стала фантастика в XX веке. Рассказы о судьбе эмигрантов первой волны: "В Париже", "Чёрная пятница", "Древний путь". Естественно, о моральном разложении помещиков - куда же без этой темы в те годы - "Мишука Налымов", "Приключения Растегина", "Казацкий штос", хотя эти рассказы я особенно рекомендую, как не только бытописательные, но и забавные. Есть рассказы и о войне - о первой мировой "Обыкновенный человек" - и о Великой Отечественной "Странная история", "Русский характер". Алексей Толстой умер в феврале 1945, но, как истинный писатель, работал до последнего и успел затронуть тему войны. Вообще, сложно классифицировать его рассказы, так как в них есть всего по чуть-чуть. Его рассказы - это небольшие срезы или слепки с жизни того времени, о которых совсем невредно почитать нам - избалованным внукам и правнукам поколения Алексея Толстого. Так как рассказы написаны очень талантливым и наблюдательным человеком.
Прочитанного не отнять. До новых встреч.