Найти в Дзене

О бодрствовании правильном и бодрствовании греховном

Преподобный Ефрем Сирин: "поскольку преступление первого человека внесло в мир наш дремоту смертную: то и низошло недремлющее Око и пробудило погруженных в сон греховный. Впрочем, и бодрствовать мы не должны по примеру тех, коих сердце сгорает корыстолюбием, ибо и они проводят ночи без сна; но бодрствовать должно не для того, чтобы умножать свои доходы и расчислять прибытки. У татя душа постоянно – в бодрственном состоянии, так что сон, по-видимому, он бросил и зарыл в глубоком рве: но бодрствующий должен иметь одну цель – пробуждать спящих к бодрствованию. Бодрствует и всякий сластолюбец: бодрствовать заставляет его жажда удовольствий, и отягощение желудка пищею и питием: но такое бодрствование есть наказание невоздержности. Не смыкает глаз и торговец пересчитывая деньги или рассчитывая проценты, удвоятся они или утроятся. Вот и богач не спал всю ночь: мамона прогнала его сон; псы его спят, а он бдит, ставши стражем своего золота; ему не дают заснуть воображаемые покушения воров. Бодрствует и всякий заботливый хозяин: сильные заботы прогоняют его сон; конец жизни стоит за спиною, настает последний день, а он не спит и думает жить долгие годы. И диавол научает нас бодрствовать, только превратным образом: дремать в делах добрых, и бдеть в делах злых. Так поступил Иуда Искариотский, проведший целую ночь без сна, когда продавал кровь неповинную, искупившую весь мир: сын мрака облекся снова в мрак, которого было совлекся, и отверг Солнце; тать продал за серебро Того, Кто создал серебро. Подобно ему, Фарисеи, такие же чада тьмы, не смыкали глаз во всю ночь, когда, бегая от света, замышляли закрыть тьмою свет, неограничеваемый никаким пространством. Но вы, братия, подражайте бодрствованию звезд, и ночь, чуждую мрака, проводите без сна. Эта ночь, хотя на вид кажется мрачною, однако же имеет величайшую важность и достоинство. Человек добродетельный, всю ночь бодрствуя и молясь, несмотря на мрак, коим, по-видимому, окружен, – сияет в самом мраке, озаряясь сокровенным светом. А нечестивый, пусть окружает его свет полуденный, – но если он живет по обычаю сынов мрака, то хотя бы извне казался облеченным в свет, как в одежду, внутри покрыт густым мраком. Посему, никто из вас, возлюбленные, да не обольщает себя превратным бодрствованием: ибо, кто бодрствует не так, как должно, того бодрствование незаконно; и кто бодрствует не для добродетели, тот спит, хотя, по-видимому, и бодрствует. Также кто бодрствование отделяет от невинности и добродетели, для того его собственное бдение делается ядом. Таково вообще бодрствование зависти, бывающее причиною многоразличных зол и бедствий. И торговля есть бодрствование, порождаемое завистью; и прибыток ее составляет бесчестие и бесславие. Бодрствует равным образом и человек гневливый: движения гнева возмущают его и заставляют бодрствовать: это бодрствование исполнено бешенства, злословий и проклятий. И болтливый бодрствует, давая свою волю своему языку и заводя разговоры со всяким встречным; и нет у него ни мало охоты на молитву, а на грех – весьма много. Благоразумный человек избирает одно из двух: или сон приятный, не возмущаемый скучными и печальными заботами, или святое и полезное бодрствование. Почему же нам не избрать бы последнего? Теперь ночь – самая светлая: ибо в ней рождается Виновник света, дабы рассеять мрак, облежащий нас. Не попустим же, чтобы наше бодрствование возмущалось какою-либо житейскою заботою, да будет слух наш ничем не отягощен, взор очей целомудрен, помышление сердца чисто, и слово уст наших благоразумно. Мария, в настоящий день, сообщила нам закваску, полученную из житницы Авраамовой; посему будем подражать милосердию Авраама к нуждающимся и, подобно ему, будем облегчать нищету бедных. Ныне нам доставлено из овчарни кротчайшего Давида вещество для сгущения млека; посему будем незлобивы к своим гонителям, и станем жалеть о них самих, подражая сыну Иесееву, плакавшему о смерти Саула (2 Царств. 1:11). Настоящий день посевает на земле язычников приятнейшую соль Пророков: итак, потщимся напитать душу нашу сею солью, которою впрочем напитавшись до излишества, древний Израиль потерял свой вкус и сделался бесчувственным. Нынешний день есть день спасения, научающий нас мудрости в слове; посему будем воздерживаться от праздных разговоров, чтобы не показалось, что мы не имеем никакого участия в настоящем дне. Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной; посему для ней составляет тягость человек, напыщенный яростью и дышащий грозою. Эта ночь принадлежит кроткому, посему пусть каждый отложит ярость и суровость, – принадлежит смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это – день благоволения, да удержится же всякая лютость; это день – безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это – день, в который Бог низшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником; это – день, в который Господь твари сошел к рабам, да не стыдится же господин с подобною любовью снизойти к слугам своим; это – день, в который Богатый обнищал ради нас, да не устыдятся же богатые разделить свою трапезу с бедными; это – день, в который туне ниспослан нам дар, коего мы и не просили, посему справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющимъ к нам и просящим у нас милостыни? это – день, в который отверзлась дверь неба нашим молитвам; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид, или облегчения бедствий? Господь природы, не изменивши Своего естества, изменил Себя; что же? неужели нам покажется трудным изменить свою волю, поврежденную грехом? Конечно плоть наша, по собственной своей природе, не может быть ни больше, ни меньше; но воля, по своему произволу, может возрастать, до какой меры угодно; для сего-то ныне Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы сия природа устремилась ко всему святому" .