Найти тему

О живом Давиде и силе человеческого гения

Я уже писал в статье «Флорентийские сокровища», что, сбежав из Флоренции в Рим, вскоре вернулся в столицу Тосканы, чтобы посетить Галерею Уффици. Но был и ещё один тайный замысел: увидеть воочию знаменитую статую Давида работы великого Микеланджело!

Давид. Фрагменты статую
Давид. Фрагменты статую

Как мне казалось, я хорошо знал, что эта скульптура из себя представляет.

Так, о самом Давиде как персонаже Ветхого завета слышал ещё в детстве. Согласитесь, захватывающий сюжет в духе современных боевиков или фильмов о супергероях, где неприметный на первый взгляд человек одерживает победу над бандой злодеев.

Так и в библейском "приквеле" нынешнего кинематографа еврейский юноша-пастух, «румяный и красивый», но всего лишь юноша, побеждает грозного воина-великана Голиафа только с помощью пращи и одного из «пяти гладких камней», что выбрал для битвы в ручье.

-2

Из Первой книги Царств, глава 17.

И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.
Тициан. Давид и Голиаф. 1542-1544. Собор Санта-Мария делла Салюте, Венеция
Тициан. Давид и Голиаф. 1542-1544. Собор Санта-Мария делла Салюте, Венеция

Настоящий архетипический образ, предполагающий множество трактовок:

И как символ победы над врагом во имя Бога (христианская традиция):

"Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле". (1-я Царств, 17 глава)

И как победа интеллектуальной силы над физической - антропоцентрический взгляд эпохи Возрождения, где человек, а не Бог, становится центром мироздания.

"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи как отражение философии антропоцентризма
"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи как отражение философии антропоцентризма

Не хочу быть голословным - просто приведу в качестве доказательства цитату Джорджо Вазари, автора знаменитых «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», ставших отправной точкой современного искусствоведения:

Сей Давид, сей величественный и прекрасный юноша, полный беспредельного мужества и силы, спокойный, но одновременно готовый развернуть эту отвагу для победы над угрозой, уверенный в своей победе и в своей правоте».

Соответственно, данная героическая история о Давиде и его победе над Голиафом сопровождалась разными иллюстрациями, ключевой из которых было, конечно, изображение скульптуры Микеланджело. Только вот по изображениям в книжках сложно было представить, насколько эта статуя огромна и величественна. Ну, что о чём может сказать сухая цифра – «410 сантиметров (а вместе с пьедесталом - 517)»? Максимум, понимаешь, что это нечто большое…

Изображение взято с сайта https://www.artstation.com/iraklichko . Автор 3D копий - Irakli Chkonia
Изображение взято с сайта https://www.artstation.com/iraklichko . Автор 3D копий - Irakli Chkonia

Понимание же того, насколько Давид монументален, пришло в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, где выставлена точная гипсовая копия статуи в полный рост. Помню, как зашёл в Итальянский зал и обомлел… Передо мной возвышался ГИГАНТ, КОЛОСС, ИСПОЛИН, рядом с которым я почувствовал себя человеком в миниатюре. Причём ни в коем случае не «ничтожнейшим человечишкой», а именно ЧЕЛОВЕКОМ!

Пушкинский музей. Итальянский зал
Пушкинский музей. Итальянский зал

Кстати, основатель музея Иван Владимирович Цветаев (по совместительству отец Марины Цветаевой) именно на такой эффект и рассчитывал. Человек, даже не знакомый с историей искусства, зайдя в зал, должен был быть ошеломлён Давидом, его размерами, величием и красотой!

Иван Владимирович Цветаев и созданный им музей
Иван Владимирович Цветаев и созданный им музей

А теперь представьте силу человеческого гения Микеланджело, создавшего этого исполина из огромной глыбы каррарского мрамора, пролежавшей невостребованной двадцать шесть лет под открытым небом во дворе собора Санта-Мария-дель-Фьоре, да ещё и испорченной не только осадками, но и одним из ремесленников от искусства!

Вот что пишет об этом вышеупомянутый Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях»:

«Трудно было высечь из него (куска мрамора) цельную статую без добавления кусков… Из мрамора этого размером в девять локтей (около 4-х метров) начал, на беду, высекать гиганта некий мастер Симоне из Фьезоле и сделал это настолько плохо, что продырявил его между ногами и все испортил и изуродовал так, что ведавшие работой попечители Санта Мариа дель Фьоре, не думая о том, как ее завершить, махнули на все рукой, и так она многие годы стояла и стоять продолжала…
Микеланджело обмерил ее заново, поразмыслив о том, какую толковую статую можно было бы из этой глыбы высечь… вылепил модель из воска… отгородил у стены место вокруг глыбы и, работая над ней непрестанно (около двух с половиной лет) так, что никто ее не видел, он довел мрамор до последнего совершенства.
Микеланджело Буонарроти
Микеланджело Буонарроти

Мы можем только догадываться о том, какие эмоции испытали зрители, когда в 1503-м году дощатую перегородку убрали и перед ними предстал почти законченный Давид!

Восхищение? Удивление? Восторг? Наверняка у кого-то из уст вырвалось: "E ' un miracolo!" А как ещё, если не чудом, можно назвать появление из безликой груды камня совершенной формы?

В 1504 году после долгих споров "чудо" установили у дверей Палаццо Веккьо, резиденции правительства Флоренции, повернув в юго-западном направлении как символ неповиновения Папе, семействам Медичи и Борджия и другим врагам, точившим зуб на молодую Вторую республику.

Копия статую Давида у дверей Палаццо Веккьо
Копия статую Давида у дверей Палаццо Веккьо

Здесь Давид и простоял до 1873-го, пока во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания не был перенесен в специально построенную для него эдикулу (молельню в виде ниши для установки культовой статуи) в Академии изящных искусств.

Здесь я и увидел его воочию почти пять лет назад! Но впечатления настолько сильны, что не хочется писать о них в прошедшем времени, поэтому переключаюсь на настоящее!

Давид в эдикуле Академии изящных искусств. Флоренция
Давид в эдикуле Академии изящных искусств. Флоренция

Вот вхожу я в зал Академии изящных искусств. Вот вижу его издалека в ореоле света. Вот кидаюсь фоткать. Вот с трепетом подхожу всё ближе и ближе, и все мои прежние книжные знания и представления тускнеют перед знанием истинным, в данный момент обретённым! Вот обхожу его со всех сторон, а потом просто час с лишним стою и смотрю не в состоянии уйти.

-11

Он живой, понимаете? Абсолютно живой! Как мы с вами. В буквальном смысле кажется, что он дышит. Я серьёзно. Не для красного словца.

В каждой детали - правда. Даже сама текстура мрамора создаёт ощущение родинок, вен, родимых пятен.

А некоторые изъяны и несовершенства (как, например, слишком большая рука, не соответствующая пропорциям статуи, или отсутствие мышцы, которая должна быть между правой лопаткой и позвоночником) придают Давиду ещё большей человечности.

-12

Как я уже писал, Италия открыла во мне "поэтическую чакру". Так что, попрощавшись взглядом с Давидом и выйдя из Академии изящных искусств, я невольно оказался во власти вдохновения, наверняка пришедшего под влиянием эстетического экстаза, в результате чего и родилась моя "Ода Давиду":

Дмитрий Решетников "Ода Давиду"
Дмитрий Решетников "Ода Давиду"

Конечно, мой впечатления крайне субъективны! Но точно знаю, что за пятьсот лет до меня ещё один человек, уже небезызвестный нам Джорджо Вазари, увидел и почувствовал то же самое:

И, конечно, настоящее чудо совершил Микеланджело, оживив то, что было мертвым.
И, право, тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит.