Всем добрый день!
Если Вам нравятся книги, где по соседству с нашим привычным миром с телефонами, электричеством, интернетом и "тиктоком" живет и действует магический мир, куда можно попасть из знакомого макдональдса на углу или с перрона «девять и три четверти» (да-да, это намек на книги о Гарри Поттере), то советую обратить внимание на следующие книги.
Всех их объединяет под-жанр фантастики, который можно назвать основанной на городской мифологии, городской фантастикой/фэнтези. Лично мне такие книги нравятся именно обстановкой, город в них выступает не столько фоном, сколько самостоятельным действующим лицом. А вместе с узнаваемостью, когда автор достаточно подробно описывает улицу, перекресток, магазин, ресторан, набережную, которые вам знакомы, создается удивительный эффект погружения, когда вы становитесь не просто читателем, а участником событий, путешествуя по знакомым местам. Вспомните «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Дополняет все мистический элемент, зачастую имеющий отношение к городским легендам, как, например, знаменитые крокодилы, обитающие в канализации Нью-Йорка или крысы, размером с собаку в московском метро).
Начну с только что прочитанной мной книги Гарта Никса «Леворукие книготорговцы Лондона», вышедшей в издательстве «Азбука» в 2021 году. Возможно вы знакомы с автором по циклам «Старое королевство» и «Ключи от королевства».
Итак, главная героиня книги, молодая девушка Сьюзен в день своего совершеннолетия отправляется в Лондон с целью найти своего отца, имея при себе старый читательский билет и серебряный портсигар, вроде бы принадлежавшие ему. Остановившись у друга семьи, в первый же вечер она погружается в водоворот не совсем обычных событий, знакомится с молодым человеком по имени Мерлин, который принадлежит к древней во всех смыслах семье книготорговцев Сен-Жак, защищающих наш мир от вторжения существ из мифического Древнего мира. Случайности неслучайны, каким-то образом исчезновение отца Сьюзен связано как с со смертью при странных обстоятельствах матери Мерлина, так и с опасным проникновением мифического мира в наш, которое происходит во время описываемых событий. Книга небольшая, порядка 450 страниц, читается легко, хорошая детективная линия, нет занудной философии и жести а-ля Мартин и Бэккер.
Вторая книга –роман Нила Геймана (ну кто не читал автора, то, может, хотя бы смотрел сериал «Американские боги») «Никогде». Он издавался у нас больше десятка раз, начиная с 2005 года, найти достаточно легко. Еще иногда называется «Задверье».
Под улицами Лондона имеется мир, о котором большинство людей и не подозревает. Мир, в котором слово становится настоящей силой. Мир, куда можно попасть, только открыв Дверь. Мир полный опасностей, населенный святыми и монстрами, убийцами и ангелами.
Именно сюда попадает Ричард Мэхью - обыкновенный житель Лондона. Однако его жизнь переворачивается с ног на голову, когда он решает помочь раненой и потерявшей сознание незнакомке. Выясняется, что девушку зовут Д'Верь, и она явилась из Нижнего Лондона - волшебного мира, существующего параллельно с «нашим», Верхним Лондоном. Д'Верь является представительницей богатой и влиятельной семьи, известной умением открывать без ключа любые двери и замки. Именно из-за этого она и пострадала: ее семья была убита, а ее саму выслеживают два наёмных убийцы, мистер Круп и мистер Вандермар, которым поручено убить Д'Верь. Но с помощью Ричарда ей удается на время скрыться от преследователей. Придя в себя, девушка просит Ричарда связаться с маркизом Карабасом, обладающим обширными связями в Нижнем Лондоне. Маркиз, когда-то задолжавший покойному отцу Д'Вери, соглашается ей помочь. Девушка уходит вместе с ним, на прощание извинившись перед Ричардом.
Через несколько дней после встречи с Д'Верью Ричард обнаруживает, что его будто вычеркнули из жизни: знакомые не замечают его, записи о нём в документах пропали, и даже его квартира сдается новым жильцам. Кроме того, Ричарду угрожает непосредственная опасность: мистер Круп, рассерженный его помощью девушке, звонит Ричарду, обещая лично его прикончить. Вспомнив извинения Д'Вери, Ричард понимает, что он "провалился" в Нижний Лондон, исчез из нашего мира, и полиция ему не поможет. Его единственной надеждой спастись и вернуться к прежней жизни является все та же Д'Верь. Испуганный Ричард пускается в бега, пытаясь найти Д'Верь и маркиза.
Оказывается, вначале Нил Гейман написал сценарий для минисериала «Neverwhere», снятого на BBC в 1996 году. Сериал был снят в формате видео, за очень маленький бюджет, и поэтому отличался плохим качеством картинки. Большой популярности он не снискал и к настоящему времени известен только узкому кругу фанатов.
В том же году Нил выпустил книжную версию этой истории. Книга имела куда больший успех и практически «затмила» сериал-первоисточник. История по сравнению с телеверсией была расширена и более подробно раскрыта.
Помимо книги и телесериала, по сюжету «Задверья» создан комикс и поставлены три пьесы. Неоднократно ходили разговоры о возможной полнометражной экранизации, но она так и не была снята. Книга занимает около 400 страниц и также читается очень легко, единственно, она жестче «Книготорговцев».
Следующие две книги принадлежат перу Чайны Мьевиля. Это «Крысиный король» и «Кракен».
«Крысиный король»- дебютный роман писателя, увидевший свет в 1998 году.
Однажды утром Савла Гарамонда будит грохот вышибаемой двери. Полиция увозит его в тюрьму и обвиняет в убийстве собственного отца. Но в камеру Савла неуловимой тенью проникает призрак городских свалок и выводит его на свободу. Призрак представляется Крысиным королем и заявляет ему, что в жилах Савла также течет королевская кровь. И что по его следу идет всемогущий Крысолов...Сильная цитата, которую можно найти в сети-«Я ломаю ваши мышеловки об колено и жру сыр у вас на глазах. Я ссу вам в глаза. У меня самые твердые зубы в мире. У меня усы. Я – герцог сточных труб, я владыка подземелья. Я король».
Книга жесткая, в ней много крови и насилия, с детьми точно читать не рекомендуется, но захватывает с первой страницы и опять же чудесным образом имеет всего около 400 страниц).
Интересным, на мой взгляд, является факт, что антагонистом является дудочник, или крысолов, согласно легенде, предположительно возникшей в XIII веке, о загадочном музыканте, уводящем за собой околдованных людей или скот. Вроде как он избавил город от крыс, но горожане его обманули и не заплатили, а музыкант в ответ увел их детей. Вообще жуткие средневековые сказки -это тема отдельного рассказа, они дали вдохновение многим писателям-фантастам.
Следующая книга, «Кракен» - на мой взгляд собрал все городские легенды Лондона, их настолько много, что они буквально лезут из книги, как щупальца того самого кракена). Написан в 2010 году, официально издавался в России 2 раза (на конец 2021 года) и уже занимает объем в 600 страниц. И каких…Мне было очень тяжело продираться, вот хочу написать, через авторский слог, но я читал в переводе с. Карпова, потому –через перевод.
В один прекрасный день сотрудник музея естествознания Билли Харроу обнаружил, что один из экспонатов (а это к слову аквариум с гигантским кальмаром), исчез. Оказалось, кальмар-то не простой спрут в формалине, а артефакт, чуть ли не древний бог (как тут не вспомнить Ктулху)
и за обладание им борется множество мистических и жутких сект Лондона, одни, чтобы предотвратить апокалипсис, другие, чтобы приблизить его. В книге есть почти все – фантазия у автора (если кто читал «Вокзал потерянных снов», то понимает, о чем я) фееричная и безудержная. Оказывается, есть даже и специальный отдел полиции по работе со сверхъестественным (он есть и в «Книготорговцах» и когда я их читал на этом моменте стразу вспомнил про «Кракена»).
Закончить пост хотел книгой того же Мьевиля «Нон Лон Дон», но будет перебор. И пятой книгой будут «Врата Анубиса» Тима Пауэрса. Роман написан в 1983 году и является одним из хрестоматийных примеров городского фэнтези. В России официально издавалась два раза и один раз в самиздате в серии «Шедевры фантастики» ( продолжатели) с классными иллюстрациями д. Палумбо.
В 1801 году англичане пришли к власти в Египте и подавили поклонение древнеегипетским богам. Группа магов планирует изгнать британцев из Египта, перенеся богов во времени из эпохи, когда они еще были могущественны, и обрушив их на Лондон, тем самым уничтожив Британскую империю. В 1802 году неудачная попытка магов вызвать Анубиса открывает магические врата предсказуемым образом во времени и пространстве.
В 1983 году больной миллионер Дж.Кокран Дэрроу открыл врата и обнаружил, что они делают возможным путешествие во времени. Дарроу организует путешествие в прошлое для коллег-миллионеров, чтобы посетить лекцию Сэмюэля Тейлора Кольриджа в 1810 году. Он нанимает профессора Брендана Дойла, чтобы тот присутствовал и давал экспертные комментарии. Один из магов, доктор Ромени, случайно шпионит за путешественниками во времени и похищает Дойла до того, как он сможет вернуться. Дойлу удается избежать пыток, и он бежит обратно в Лондон, оказавшись в ловушке 19-го века. В Лондоне ему придется столкнуться с изуродованными клоунами, подпольной организацией нищих, безумным гомункулом и магией. Дойля похищают цыгане, и ему не удается вернуться обратно в 1983 год. Филолог превращается в уличного афериста, учит новые трюки и становится фехтовальщиком, только чтобы выжить в темном и предательском мире лондонского дна. Он бросает вызов ядам, пулям, черной магии, убийцам-нищим, заключению в подземелья, наполненные мутантами, и прыжкам во времени. Дойлю придется встретить Лорда Байрона, создателя чудовищ, и волка-оборотня, меняющего тела.
Путешествия во времени? Что за фигня, можете спросить вы. Но Врата Анубиса –ни разу не Назад в Будущее, поверьте. Пауэрса местами читать тяжело, Врата Анубиса является исключением, 600 страниц пролетят быстро, книга наполнена экшеном, очень много планов, поворотов сюжета, держит в напряжении до самого конца.
На этом все, очень надеюсь, что что-то из рекомендованного вам понравится и вы проведете несколько волшебных часов за путешествиями в такие близкие и далекие фантастические миры, находящиеся... на соседней улице.