Рождественская велоистория.
Первые дни нового года отметились семейными делами, но 6 января, в канун Рождества, вроде как наметился свободный день. Погода так себе, но пока есть возможность, надо куда-то съездить.
Идея с покатушкой по карьерам пришла неожиданно - от города не особо далеко, места не особо попсовые, да и грунты там должны быть относительно нормальные. Что ж, надо давать анонс и искать ещё несколько смельчаков для холодной мокрой поездки.
8 утра, Южный рынок. Зина опаздывает, а Ольга приехала не туда. Илья так вообще нас будет встречать на маршруте. В принципе, рабочие моменты.
Выезжаем по ночной темноте и холоду. Только выехали на Окружную, как в нас полетели заряды снежной крупы. Так себе погодка, но надеемся на лучшее.
Вот и Зеленополье (Борхерсдорф). Здесь первый перекур и первое расстройство - из-за неплотно закрытой крышки термоса весь мой чай с душицей вытек и пропитал собой подсумок. Благо, дамы угостили своими напитками.
А кирха XVIII века то преобразилась после очередного субботника. Мусора нет, кусты вырубили и сделали будки для кошек. Глаз определённо радуется.
Жалуемся мы тут на погоду. По словам Ильи, он катил к нам от Нивенского через лес, и видел такое, от чего мы бы матерились следующие минут сорок, если бы через тот лес поехали.
В чипке всё таки получилось разжиться кипятком для повторной заварки термоса, после чего мы выдвигаемся дальше. Путь наш лежит по гравийке, что ведёт в сторону Семёново.
На одном из участков на дороге лежит остов сгоревшего авто. Кто-то предположил, что это была кармическая расплата за то, что водила этой машины притирал велосипедистов к обочине.
На очередном повороте дорогу нам преградил решительный телёнок алабайской породы. Охреневший фермер пустил собак на свободный выпас, не заботясь о тех, кто будет проходить или проезжать по этой дороге. Пришлось свернуть на Комсомольск досрочно.
Проехав по полузаросшему деградировавшему асфальту, упираемся в железнодорожную ветку. Подступы перекопаны, так что дамам пришлось бы нелегко без нашей помощи перетащить своих коней.
Въезжаем в Комсомольск, здесь делаем небольшую остановку у бюста, посвящённого Елене Ковальчук, знаменитому санинструктору из 167 стрелкового полка, что вынесла с поля боя немало раненых советских воинов в Великую Отечественную войну.
Севернее посёлков Комсомольск, Берёзовка и Озерки раскинулся большой пласт песчаного грунта, что стало идеальным условием для разработки песчаных карьеров. Их здесь не меньше десятка - часть еще разрабатывается, но большинство выработаны и стали глубокими живописными техногенными озёрами с чистой прозрачной водой.
А вообще, цепь месторождений песка тянется от самого устья Преголи и берегов Калининградского залива и уходит на восток - Прибрежный, Малое Борисово, Комсомольские карьеры, Ровное (южнее Гвардейска), Пушкарёво. Осадочные породы, принесённые когда-то в древние времена ледником, обеспечивают песком и гравием калининградские стройки.
Более того, часть карьеров (восточнее Малого Борисово и севернее Озерков) стали частью системы водоснабжения Калининграда.
Вот мы и в Берёзовке (Гросс Оттенхаген). Место это было обжито людьми очень давно: первые археологические находки - римские монеты, говорят о том, что население здесь появилось ещё в II-III веках н.э.
Кирха Гросс Оттенхагена была построена ещё в XIV веке во времена Тевтонсокго Ордена. Неоднократно перестраивалась, а в годы Великой Отечественной войны она сильно пострадала от пожара, позже не восстанавливалась. Сегодня просто стоит и разрушается.
Пока суть да дело, пора и перекусить. Мы достаём сало, колбасу и сыр, а Илья по вегетарианской традиции выкатывает джем и халву.
Когда все сыты и прогреты горячим чаем, можно залезть на второй этаж колокольни. Служебная лестница справа от главного входа.
Едем дальше. Выкатив из Берёзовки, поворачиваем к карьерам. Дороги здесь очень хорошо разъезжены, грунт песчаный, а грязи нет - красота. Летом же тут вообще аншлаг, на карьерные озёра съезжается купаться половина области.
Несмотря на хмурое свинцовое небо и пронизывающий на открытом месте ветер, места здесь очень живописные. Илья рассказывал, как устраивал где-то на берегах ночёвку, когда в позапрошлом году путешествовал через всю область на велосипеде.
Проехав по берегам карьеров, въезжаем в Островское, небольшой посёлок, теснящийся между песчаными берегами искусственных озёр.
Проезжаем мимо объекта калининградского Водоканала, что стоит в этих краях. Лес огорожен забором со строгими табличками, а за деревьями виднеются будки насосов на скважинах. Проезжаем по немецкому мосту, который идёт не через реку, как кажется, а через искусственную протоку между карьерами.
По песчаной дороге возвращаемся в Берёзовку, греемся в магазине, где стоит настоящая ароматная дровяная печка, закупаемся недостающими продуктами и едем в лес на пикник. Все промёрзли, так что не помешает и костерок.
Свернув в лес, находим место для остановки. Повсюду нарыты капониры для техники, скорее всего, ещё со времён войны. Один из них укреплён бетоном, но всё равно выглядит как-то невнятно.
Сырые веточки разгораются очень плохо, поэтому греть на костре еду смысла нет. Для этого есть газовая горелка.
Когда все пообедали, дамы достали бутылку вина и приправы для осуществления колдовского обряда - приготовления глинтвейна. Не на костре, к сожалению, но и на горелке тоже неплохо.
Небо наконец разверзлось... пушистыми хлопьями снега. Белые мухи в считанные минуты облепили и наших коней, и разложенные пожитки, и нас самих. А нам как раз.
Наконец-то костёр в руках Ильи начал разгораться и мы смогли погреть свои замерзшие конечности.
В самый ответственный момент Зина достала пакет мандаринов. Как раз идеально к свежевыпавшему снегу. Хоть новый год уже наступил, немного цитрусовых сейчас не помешает.
В лесу хорошо, а дома лучше. Пора бы и в дорогу начинать собираться. Ехать на карьер севернее Комсомольска смысла сейчас нет - снег замёл дорогу, а времени до заката всё меньше и меньше. Так что мы катим по сокращённой программе.
Пейзажи в заснеженном лесу просто вау. Одно напрягает - мой велик не очень хорошо держит заснеженную дорогу: всё таки узкая задняя резина не слишком пригодна для такой погоды.
Выезжаем на шоссе. Сейчас надо двигаться предельно осторожно - не только мы одни скользим. Плюс, видимость с каждой минутой всё хуже и хуже.
Проехав Комсомольск, мы поднимаемся на дорогу в сторону Каменки (Фридрихштайн). На поселковом кладбище высится массивный крест, посвящённый погибшим в Первой Мировой войне.
Спустившись к пруду имения Фридрихштайн, мы наткнулись на самку снеговика, которую кто-то уже успел вылепить из свежего снега. Надо обязательно пофоткаться всем вместе.
Объехав пруд, мы решили остановиться у двух мини-водопадов - водосброса пруда. Рядом стоят остатки хозпостроек имения.
После Каменки Илья нас покидает, резко ускорившись. Ему сегодня ещё заступать в ночную смену, так что удачи ему на дороге. Мы же в своём темпе катим в сторону дома. В Луговом делаем последний перекур, допив остатки дамских чаёв.
И вот тут начинается самое трудное. Буквально за минут десять погода резко портится, снег усиливается, ему вторит порывистый ветер. Уже в Борисово начинается настоящая метель, хлещущий по щекам ветер делает лицо промёрзшей маской, очки постоянно приходится протирать от налипшего снега. У поворота на Малое Борисово мы разделяемся, чтобы ехать в своём темпе и не задерживать друг друга.
В самом городе снег уже стал слабее, а ветер стих. Однако, по дороге ехать было слишком опасно из-за наката, так что пришлось осваивать заметённые тротуары.
По городу до дома я ехал ещё как минимум минут 40, практически выбившись из сил. Хорошо, что мы не стали заезжать на ещё один карьер...
Итак, вот и мой подъезд. Пора отряхиваться, подниматься домой и заваривать горячий чай. На сегодня приключений хватит.