Найти в Дзене
Dmitry_Elch

Страна Карьерия

Рождественская велоистория.

Первые дни нового года отметились семейными делами, но 6 января, в канун Рождества, вроде как наметился свободный день. Погода так себе, но пока есть возможность, надо куда-то съездить.

Идея с покатушкой по карьерам пришла неожиданно - от города не особо далеко, места не особо попсовые, да и грунты там должны быть относительно нормальные. Что ж, надо давать анонс и искать ещё несколько смельчаков для холодной мокрой поездки.

8 утра, Южный рынок. Зина опаздывает, а Ольга приехала не туда. Илья так вообще нас будет встречать на маршруте. В принципе, рабочие моменты.

Выезжаем по ночной темноте и холоду. Только выехали на Окружную, как в нас полетели заряды снежной крупы. Так себе погодка, но надеемся на лучшее.

Вот и Зеленополье (Борхерсдорф). Здесь первый перекур и первое расстройство - из-за неплотно закрытой крышки термоса весь мой чай с душицей вытек и пропитал собой подсумок. Благо, дамы угостили своими напитками.

А кирха XVIII века то преобразилась после очередного субботника. Мусора нет, кусты вырубили и сделали будки для кошек. Глаз определённо радуется.

Кирха Борхерсдорфа (фото автора)
Кирха Борхерсдорфа (фото автора)

Жалуемся мы тут на погоду. По словам Ильи, он катил к нам от Нивенского через лес, и видел такое, от чего мы бы матерились следующие минут сорок, если бы через тот лес поехали.

Дорога от Нивенского до Зеленополья (фото И.Завальнюка)
Дорога от Нивенского до Зеленополья (фото И.Завальнюка)

В чипке всё таки получилось разжиться кипятком для повторной заварки термоса, после чего мы выдвигаемся дальше. Путь наш лежит по гравийке, что ведёт в сторону Семёново.

На одном из участков на дороге лежит остов сгоревшего авто. Кто-то предположил, что это была кармическая расплата за то, что водила этой машины притирал велосипедистов к обочине.

Сгоревший остов машины по дороге на Семёново (фото И.Завальнюка)
Сгоревший остов машины по дороге на Семёново (фото И.Завальнюка)

На очередном повороте дорогу нам преградил решительный телёнок алабайской породы. Охреневший фермер пустил собак на свободный выпас, не заботясь о тех, кто будет проходить или проезжать по этой дороге. Пришлось свернуть на Комсомольск досрочно.

Телёнок алабайской породы (фото автора)
Телёнок алабайской породы (фото автора)

Проехав по полузаросшему деградировавшему асфальту, упираемся в железнодорожную ветку. Подступы перекопаны, так что дамам пришлось бы нелегко без нашей помощи перетащить своих коней.

Магистральная железная дорога (фото автора)
Магистральная железная дорога (фото автора)

Въезжаем в Комсомольск, здесь делаем небольшую остановку у бюста, посвящённого Елене Ковальчук, знаменитому санинструктору из 167 стрелкового полка, что вынесла с поля боя немало раненых советских воинов в Великую Отечественную войну.

У памятника Е. Ковальчук (фото автора)
У памятника Е. Ковальчук (фото автора)

Курс на восток (фото И.Завальнюка)
Курс на восток (фото И.Завальнюка)

Севернее посёлков Комсомольск, Берёзовка и Озерки раскинулся большой пласт песчаного грунта, что стало идеальным условием для разработки песчаных карьеров. Их здесь не меньше десятка - часть еще разрабатывается, но большинство выработаны и стали глубокими живописными техногенными озёрами с чистой прозрачной водой.

А вообще, цепь месторождений песка тянется от самого устья Преголи и берегов Калининградского залива и уходит на восток - Прибрежный, Малое Борисово, Комсомольские карьеры, Ровное (южнее Гвардейска), Пушкарёво. Осадочные породы, принесённые когда-то в древние времена ледником, обеспечивают песком и гравием калининградские стройки.

Более того, часть карьеров (восточнее Малого Борисово и севернее Озерков) стали частью системы водоснабжения Калининграда.

Вот мы и в Берёзовке (Гросс Оттенхаген). Место это было обжито людьми очень давно: первые археологические находки - римские монеты, говорят о том, что население здесь появилось ещё в II-III веках н.э.

Кирха Гросс Оттенхагена была построена ещё в XIV веке во времена Тевтонсокго Ордена. Неоднократно перестраивалась, а в годы Великой Отечественной войны она сильно пострадала от пожара, позже не восстанавливалась. Сегодня просто стоит и разрушается.

Кирха Гросс-Оттенхагена, вид сегодня (фото автора)
Кирха Гросс-Оттенхагена, вид сегодня (фото автора)
Кирха Гросс-Оттенхаена, довоенное фото (фото с www.bildarchiv-ostpreussen.de)
Кирха Гросс-Оттенхаена, довоенное фото (фото с www.bildarchiv-ostpreussen.de)

Пока суть да дело, пора и перекусить. Мы достаём сало, колбасу и сыр, а Илья по вегетарианской традиции выкатывает джем и халву.

Пикник на фундаменте кирхи (фото автора)
Пикник на фундаменте кирхи (фото автора)

Когда все сыты и прогреты горячим чаем, можно залезть на второй этаж колокольни. Служебная лестница справа от главного входа.

На втором этаже колокольни (фото автора)
На втором этаже колокольни (фото автора)

Едем дальше. Выкатив из Берёзовки, поворачиваем к карьерам. Дороги здесь очень хорошо разъезжены, грунт песчаный, а грязи нет - красота. Летом же тут вообще аншлаг, на карьерные озёра съезжается купаться половина области.

На карьерах (фото автора)
На карьерах (фото автора)
"Красота то какая..." (фото автора)
"Красота то какая..." (фото автора)
Следующее озеро (фото автора)
Следующее озеро (фото автора)

Несмотря на хмурое свинцовое небо и пронизывающий на открытом месте ветер, места здесь очень живописные. Илья рассказывал, как устраивал где-то на берегах ночёвку, когда в позапрошлом году путешествовал через всю область на велосипеде.

Проехав по берегам карьеров, въезжаем в Островское, небольшой посёлок, теснящийся между песчаными берегами искусственных озёр.

"Кирха" Островского (фото И. Завальнюка)
"Кирха" Островского (фото И. Завальнюка)
Блеск и нищета (фото И. Завальнюка)
Блеск и нищета (фото И. Завальнюка)

Проезжаем мимо объекта калининградского Водоканала, что стоит в этих краях. Лес огорожен забором со строгими табличками, а за деревьями виднеются будки насосов на скважинах. Проезжаем по немецкому мосту, который идёт не через реку, как кажется, а через искусственную протоку между карьерами.

Искусственная река (фото автора)
Искусственная река (фото автора)
Немецкий мост (фото И. Завальнюка)
Немецкий мост (фото И. Завальнюка)

По песчаной дороге возвращаемся в Берёзовку, греемся в магазине, где стоит настоящая ароматная дровяная печка, закупаемся недостающими продуктами и едем в лес на пикник. Все промёрзли, так что не помешает и костерок.

Свернув в лес, находим место для остановки. Повсюду нарыты капониры для техники, скорее всего, ещё со времён войны. Один из них укреплён бетоном, но всё равно выглядит как-то невнятно.

Первым делом надо разжечь костёр (фото З. Федотовой)
Первым делом надо разжечь костёр (фото З. Федотовой)

Сырые веточки разгораются очень плохо, поэтому греть на костре еду смысла нет. Для этого есть газовая горелка.

Когда все пообедали, дамы достали бутылку вина и приправы для осуществления колдовского обряда - приготовления глинтвейна. Не на костре, к сожалению, но и на горелке тоже неплохо.

Колдуем (фото З. Федотовой)
Колдуем (фото З. Федотовой)

Небо наконец разверзлось... пушистыми хлопьями снега. Белые мухи в считанные минуты облепили и наших коней, и разложенные пожитки, и нас самих. А нам как раз.

Снежные кони (фото И. Завальнюка)
Снежные кони (фото И. Завальнюка)
Запоздалая каша (фото З. Федотовой)
Запоздалая каша (фото З. Федотовой)

Наконец-то костёр в руках Ильи начал разгораться и мы смогли погреть свои замерзшие конечности.

Живительный огонь (фото И. Завальнюка)
Живительный огонь (фото И. Завальнюка)

В самый ответственный момент Зина достала пакет мандаринов. Как раз идеально к свежевыпавшему снегу. Хоть новый год уже наступил, немного цитрусовых сейчас не помешает.

Предвестники новогоднего настроения  (фото автора)
Предвестники новогоднего настроения (фото автора)
Пикник в самом разгаре (фото И. Завальнюка)
Пикник в самом разгаре (фото И. Завальнюка)

В лесу хорошо, а дома лучше. Пора бы и в дорогу начинать собираться. Ехать на карьер севернее Комсомольска смысла сейчас нет - снег замёл дорогу, а времени до заката всё меньше и меньше. Так что мы катим по сокращённой программе.

Пейзажи в заснеженном лесу просто вау. Одно напрягает - мой велик не очень хорошо держит заснеженную дорогу: всё таки узкая задняя резина не слишком пригодна для такой погоды.

Выезжаем на шоссе. Сейчас надо двигаться предельно осторожно - не только мы одни скользим. Плюс, видимость с каждой минутой всё хуже и хуже.

На шоссе (фото И. Завальнюка)
На шоссе (фото И. Завальнюка)

Проехав Комсомольск, мы поднимаемся на дорогу в сторону Каменки (Фридрихштайн). На поселковом кладбище высится массивный крест, посвящённый погибшим в Первой Мировой войне.

Памятник погибшим в Первой Мировой войне (фото автора)
Памятник погибшим в Первой Мировой войне (фото автора)

Спустившись к пруду имения Фридрихштайн, мы наткнулись на самку снеговика, которую кто-то уже успел вылепить из свежего снега. Надо обязательно пофоткаться всем вместе.

С женщиной-снеговиком (фото И. Завальнюка)
С женщиной-снеговиком (фото И. Завальнюка)
На Фридрихштайне (фото автора)
На Фридрихштайне (фото автора)

Объехав пруд, мы решили остановиться у двух мини-водопадов - водосброса пруда. Рядом стоят остатки хозпостроек имения.

Всем надо посмотреть на водопад (фото автора)
Всем надо посмотреть на водопад (фото автора)
Ещё один водопад (фото автора)
Ещё один водопад (фото автора)
Остатки хозпостроек (фото И. Завальнюка)
Остатки хозпостроек (фото И. Завальнюка)

После Каменки Илья нас покидает, резко ускорившись. Ему сегодня ещё заступать в ночную смену, так что удачи ему на дороге. Мы же в своём темпе катим в сторону дома. В Луговом делаем последний перекур, допив остатки дамских чаёв.

Перед финальнйым броском (фото автора)
Перед финальнйым броском (фото автора)

И вот тут начинается самое трудное. Буквально за минут десять погода резко портится, снег усиливается, ему вторит порывистый ветер. Уже в Борисово начинается настоящая метель, хлещущий по щекам ветер делает лицо промёрзшей маской, очки постоянно приходится протирать от налипшего снега. У поворота на Малое Борисово мы разделяемся, чтобы ехать в своём темпе и не задерживать друг друга.

В самом городе снег уже стал слабее, а ветер стих. Однако, по дороге ехать было слишком опасно из-за наката, так что пришлось осваивать заметённые тротуары.

После метели (фото автора)
После метели (фото автора)

По городу до дома я ехал ещё как минимум минут 40, практически выбившись из сил. Хорошо, что мы не стали заезжать на ещё один карьер...

Итак, вот и мой подъезд. Пора отряхиваться, подниматься домой и заваривать горячий чай. На сегодня приключений хватит.