Найти тему
Военкор Астрахань

Сколько стоит истребитель F-35 и почему он получился таким дорогим?

Малозаметный истребитель вертикального взлёта и посадки F-35 Lightning 2 сопровождают скандалы уже 15 лет, с дня первого полёта. Обвинения в использовании советских технологий, купленных или украденных в 90-ые годы, политические противоречия. Но главными стали финансовые скандалы в этой безумно дорогой программе. И именно они снова ставят под угрозу производство и эксплуатацию самолёта F-35. Один час полёта F-35 стоит американскому бюджету около 35 тысяч долларов (для сравнения час полта F-16 стоит около 22 тысяч). В итоге одномоторный истребитель, который должен был стать массовой машиной превратился в самую дорогую программу вооружений в истории США.

На данный момент в вооружённых силах США эксплуатируется около 500 самолётов F-35, и уже есть положительный опыт их боевого применения в нанесении ударов с воздуха по наземным целям в Ираке и Сирии. Но только затраты на закупку следующих двух тысяч самолётов составят 400 миллиардов долларов. А высокие эксплуатационные затраты превращают эту цифру в 1,7 триллиона при наличии на вооружении 2500 тысяч самолётов на время их полного жизненного цикла в 66 лет, который должен завершиться в 2070 году. Конечно, это сумма включает в себя все затраты, на разработку, освоение и модернизации самолётов. Компания Локхид Мартин заявляет, что постоянно ведёт работы по снижению эксплуатационных затрат, но пока итоговые суммы выглядят чрезмерными даже для американских военных бюджетов. Чтобы понять откуда взялись такие суммы стоит обратиться к истории появления самолёта.

В 2001 году компания Локхид Мартин получила контракт на разработку истребителя нового поколения. Но для экономии средств в изначальное техническое задание было заложено условие соответствие нового истребителя требования армии, авиации, флота и морской пехоты. Т.е. идея состояла в том, чтоб сэкономить на вооружении всех родов войск модификациями одной машины. Таким образом речь шла о создании трёх самолётов: F-35А, F-35В и F-35С, которые при всей своей внешней схожести имели значительные отличия. Морской пехоте нужен был вертикальный или укороченный взлёт и вертикальная посадка, они искали самолёт для замены Харриера на больших десантных кораблях. Этот самолёт стал модификацией В, стоимостью около 101 миллиона долларов за единицу.

Флоту возможность взлёта и посадки на авианосцы с катапультой и посадочным тросом. Они искали самолёт стелс для замены F/A-18. Флотская модификация F-35С получилась дешевле, стоимостью 94 миллиона долларов.

-2

Очень противоречивые требования выдвинули ВВС, которые решили заменить новым малозаметным самолётом, одновременно, штурмовики А-10 и истребители-бомбардировщики F-16. Так появилась самая дешёвая версия F-35А стоимостью 78 миллионов долларов

-3

По изначальной задумке все три модификации самолёта должны были быть максимально близкими, но именно попытка совместить все требования в одном самолёте и создала наибольшее количество проблем. Самолёт модификации "B" изначально получился переутяжелённым, и это привело к большим изменениям в его конструкции, а поскольку все три самолёта должны были получиться технически близкими, то и в остальных модификациях также. Следующие проблемы возникли с модификацией для флота, которой потребовались крылья большего размера, усиленные шасси и другое посадочное оборудование, необходимое для работы на традиционных авианосцах. Переделка всех трёх самолётов привела к большой потери времени и финансовым затратам. В итоге, если изначально планировалось, что самолёты будут на 75% технологически одинаковыми, то у серийных F-35 эта цифра составляет около 30%. И не смотря на все технические проблемы и отставание в графике испытаний, самолёт с большим количеством технических новшеств, не прошедших должной отработки был запущен в производство по требованию военных в 2006 году.

На данный момент произведено 500 самолётов для США и 200 для армий других стран. Ещё около 600 находятся в процессе производства. При этом на пятнадцатом году производства и поставок самолёт все ещё находится в стадии постоянных доработок и имеет более 600 выявленных проблем и дефектов, большая часть из которых связана с электроникой и программным обеспечением. Поэтому расчётные затраты на обслуживание и устранения недостатков постоянно возрастают, и только за последние 3 года эта сумма увеличилась на 15%. Интересно, что значительная часть этого роста связана с системами, которые должны были снизить эксплуатационные расходы, такими как компьютерная "само-диагностика" самолёта.

Все эти проблемы, которые остаются нерешёнными, не просто увеличивают стоимость самой программы, но и не позволяют отказаться от других типов самолётов, которые F-35 должен был полностью заменить в силу технического превосходства. Поэтому, по задумке, дороговизна F-35 должна была частично компенсироваться общим снижением количества обслуживаемых типов самолётов. Но в реальности к косвенным затратам на саму программу нового истребителя, добавляется необходимость одновременно содержать и модернизировать большое количество истребителей 4-го поколения и штурмовиков, многие из которых планировалось к данному моменту снять с эксплуатации.

Данные взяты и переведены из видео издания Business Insider