Южная Англия славится своими древними сооружениями. Именно там находится всемирно известный кромлех Стоунхендж, там же проходит доисторическая Риджуэйская дорога. Но есть в тех краях и не такой раскрученный у туристов, но не менее интересный артефакт.
Особенно богата сооружениями каменного века местность вокруг деревеньки Эйвбери - огромный рукотворный холм Силбери-Хилл, знаменитые длинные курганы, Кеннетский пассаж, Бек-хэмптон-авеню и, конечно, Эйвбери-хендж.
Каменные круги
Эйвбери-хендж, как считают археологи, строился в эпоху позднего неолита и ранней бронзы - примерно в 3300-2600 годы до нашей эры. Он старше своего соседа Стоунхенджа, расположенного в 37 километрах к югу, и в несколько раз крупнее. Как сообщал в XVII веке своему королю один из первых исследователей памятника антиквар Джон Обри, размерами и величием Эйвбери превосходит Стоунхендж настолько, насколько собор превосходит приходскую церковь. Король так заинтересовался кругами с огромными камнями, что приказал Обри даже провести там раскопки и о результатах немедленно доложить. Любитель древностей раскопок не провел, но комплекс Эйвбери зарисовал и описал, и, надо сказать, сделал это очень своевременно, ибо вскоре местные жители почти что сровняли его с землей. Они считали каменные круги творением дьявола.
К концу XVIII века от прекрасно сохранившихся с древности сооружений не осталось практически ничего, кроме рисунков антиквара Обри. Судя по ним, хендж состоял из большого круга диаметром 332 метра и двух малых, расположенных внутри него. Внешнее кольцо окружали насыпной вал высотой четыре метра и ров, по внутренней границе которого и были установлены огромные камни. Ров достигал 21 метра в ширину и 11 метров в глубину. Таким образом, площадка, где находились другие сооружения, располагалась ниже, чем вал, и любой намек на использование хенджа для защиты от врагов тут же отпадал. Тем более, что у каменного круга имелось четыре входа, от которых шли древние «дороги», самая интересная из которых - Кеннетский пассаж. Это широкая аллея, протянувшаяся на 2,5 километра на юг и обрамленная стоящими по обе стороны высокими камнями. Их было 100 пар, один напротив другого. Вела эта дорога к холму Уэст-Кеннет-Лонг-Барроу, по другую сторону реки Кеннет, и святилищу на холме Овертон-Хилл, которое имело вид двух концентрических кругов диаметром около 40 метров. Первоначально оно было деревянным, а позже столбы были заменены на стоячие камни. От западного входа уходила Бекхэмптон-авеню. Вела она к длинным курганам. Между этими «дорогами» находится еще один памятник - Силбери-Хилл, своего рода круглая ступенчатая пирамида, вырубленная в меловой плите. Два других входа располагались на севере и востоке, причем последний мог использоваться, как считают некоторые ученые, для заполнения рва водами реки.
О количестве мегалитов в большом круге Эйвбери можно лишь догадываться. На плане Обри их 98. Некоторые камни весили больше 40 тонн, а высотой были более четырех метров. Северный круг внутри кольца был скромных размеров - 98 метров - и состоял из 28 камней во внешнем, 12 камней во внутреннем круге и нескольких мегалитов в центре. Южный круг с 32 камнями на внешнем кольце и диаметром 108 метров имел внутри подковообразную конструкцию из десятка камней и отдельно стоящий большой менгир в центре. Вполне возможно, существовал и третий круг, но к 1649 году, когда сооружение описал Обри, он был уже разрушен. Впрочем, насчет формы этой конструкции ведутся споры: геофизическая съемка 2017 года показала, что третий круг мог быть квадратом.
Против темных сил
Считается, что в древности Эйвбери был крупным ритуальным центром, куда стекались жители Англии и континентальной Европы - пролив Ла-Манш тогда еще не отделял Британские острова от материка. Но в железном веке его значение сошло на нет. Бриты, поселившиеся в этих местах, о строителях кругов уже ничего не знали. А римляне, завоевавшие остров, ничего об этих сооружениях не написали. После их ухода юг Англии заселили выходцы с материка - англы и саксы. В древних постройках они видели творение Одина или, как они его называли, Вотана - недаром топонимы этой местности связаны с его именем. Жителей здесь было мало, строительства (кроме крестьянских землянок) не велось. И только после принятия христианства рядом с каменными кругами появилась деревня Эйвбери, а потом недалеко была построена и первая церковь.
К XIII веку христианство давно уже стало государственной религией британцев. И вот тогда-то появились сказки о природе камней Эйвбери. Иначе как дьявольскими их теперь не называли. Крупный мегалит у южного входа стал «Креслом Дьявола», большие камни в Бекхэмптон-ской бухте стали «сатанинскими», а менгиры в центре малого северного круга получили название «Клеймо Дьявола». Жители деревни Эйвбери стали активно бороться за чистоту христианской веры. Дабы упрочить позиции церкви, они взялись за адскую работу - стали валить «дьявольские» камни и закапывать их.
В XIV веке с одним из ревностных борцов случилась большая неприятность. Во время борьбы с камнем он уронил менгир прямо на себя. Так и остался лежать под ним без погребения. В местный фольклор эта история вошла под названием «легенда о брадобрее» (поборник Христа был цирюльником). Поскольку «дьявол» оказался хитрее и сильнее, чем ожидалось, уничтожение древностей на время прекратилось. Тем более, что вскоре в Европу пришла эпидемия чумы, что сразу же было расценено как наказание за манипуляции с "дьявольскими" камнями. Возобновилась эта борьба только в XVII веке, когда во главе английской церкви встали не католики, а протестанты. Вот они-то, эти ревностные реформаторы, и бросили силы на забвение доисторических камней. К XIX веку они уничтожили все, что могли.
Возрождение наследия
Любители древностей взывали к рассудку крестьян, но тщетно. А интерес к этим диковинам, между тем, рос. Выдвигались гипотезы, для чего и когда были построены эти монументальные сооружения. Уильям Стьюкли, антиквар XVIII века, считал, например, что ритуальный комплекс построили жрецы друидов. По наивности он отождествлял их с каким-то раннехристианским культом. А в существовании трех кругов мегалитов в Эйвбери видел проекцию христианской Троицы. Некоторые думали, что каменные круги возвели в эпоху римского владычества.
Только в XIX веке началось научное изучение Эйвбери. Спасая древности от ретивых христиан, археолог Джон Леббок выкупил большую часть земли, на которой располагались строения. А после его смерти всю территорию комплекса выкупил его коллега Александр Кейлер. Он фактически спас Эйвбери от уничтожения и положил начало научному исследованию комплекса. Интересно, что в процессе раскопок Кейлер обнаружил в 1930 году под одним их сваленных камней останки того самого брадобрея, о котором была сложена легенда. Скелет несчастного был основательно переломан, а при себе покойник имел кошель с деньгами начала XIV века, ножницы и ланцет, что подтверждало профессию погибшего. Именно Кейлер провел и первую реконструкцию комплекса, возвратив сохранившиеся камни на места, где они прежде стояли.
Весь XX век археологи тщательно исследовали памятник. Оказалось, что в некоторых местах имелись захоронения. Вблизи кругов были найдены артефакты времени мезолита, после анализа которых ученые пришли к выводу, что комплекс был построен племенами культуры колоколовидных кубков. Но его назначение вызывает не меньше догадок и гипотез, чем соседний Стоунхендж.
Одни связывают постройки с астрономическими наблюдениями древних, другие видят в нем военные сооружения, третьи - культовый племенной центр. Помимо ученых Эйвбери сильно интересует современных неоязычников. Ежегодно туда движется и мощный поток туристов, которые сметают сувениры из местных лавок. Там же снимаются многосерийные фильмы. Все это способствует процветанию местного бизнеса.
Но археологи с ужасом наблюдают, как буквально за несколько десятилетий научный подход к мегалитическому комплексу сменяется уверенной коммерциализацией и мракобесием. А ведь в 1986 году, когда Эйвбери вместе со Стоунхенджем и связанными с ними объектами был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, никто и подумать не мог, что современные ведьмы будут съезжаться туда на шабаш, а торговцы предлагать бижутерию и одежду с символикой «самого большого в Англии мегалитического кольца»