Бытует мнение, что модели марки Volkswagen в Европе представлены гораздо шире, чем у нас. Точнее, что у нас в салонах представлена лишь малая доля европейского разнообразия. Попробуем систематизировать, сколько же моделей автомобилей (и какие именно) предлагаются в действительности в Европе, России и Северной Америке. Эти рынки имеют разный вес и играют различную роль в стратегии производства и продаж концерна Volkswagen, но они во многом пересекаются, связаны между собой, примерно как сообщающиеся сосуды. Во всяком случае, они гораздо ближе друг к другу, чем отдельный мир моделей марки Volkswagen, предназначенных для Китая, а также, отчасти, для стран Южной Америки. Считается, что рынок Северной Америки (США, Канада и отчасти Мексика) предельно важен для концерна (наравне с европейским и китайским). Поэтому именно он будет принят для сравнительного рассмотрения наряду с европейским.
Сведем все модели этих рынков в единую таблицу. Что считать моделью? В данном случае это будет автомобиль со своим уникальным кузовом. Если, например, Golf имеет два варианта кузова (хэтчбэк и универсал), то будем считать эти варианты разными моделями. Если же Jetta имеет более мощную версию с индексом GLI, то всё равно будем считать ее одной моделью. Почему такой подход? Потому что кузов – неизменная сущность модели, в то время как мощность двигателя, трансмиссии особые формы бамперов у спецверсий и так далее – могут меняться по мере совершенствования той или иной модели по мере адаптации ее к условиям рынка.
В таблице (ниже) указаны годы вывода моделей на рынок. При этом указывается год начала продаж актуального поколения модели. Если указаны две даты, то второй (нижний) год означает время проведения обновления середины жизненного цикла.
Итак, имеем всего 25 актуальных моделей. Из них 13 имеют кузова хэтчбэк, лифтбэк, седан, классический универсал и минивэн, 9 – кроссоверы и отдельно 3 электромобиля (хэтчбэк и два кроссовера).
Из 13 «низкоседящих» автомобилей с бензиновым или дизельным двигателями в Европе представлены 10, в России 4, в США 5.Впрочем, в той же Германии (и в некоторых других странах Европы) седаны Passat уже не продаются, поэтому говорить о 10 европейских машинах можно только с некоторым «округлением вверх».
Из 9 кроссоверов марки Volkswagen в Европе продаются 7, в России 4, в США только 3.
Из трех европейских автомобилей пока только одна модель выходит на североамериканский рынок.
Таблица показывает, что в приоритете модельной широты у «Фольксвагена» – домашний европейский рынок, а американский и российский – оба явно во второй лиге. По ассортименту российский уступает американскому не так много, хотя известно, что роль североамериканского рынка для «Фольксвагена» чрезвычайно высока.
Теперь посмотрим, какие именно модели нам не достаются из европейских и американских. Глядя на эти перечни, можно оценить, на сколько действительно востребованы в России (или не востребованы) отсутствующие модели.
Некроссоверы
На наш рынок из Европы не поступают: ультракомпактный городской up! (далеко не юного возраста), хэтчбэк Polo (но у нас имеется свой Polo той же размерности, но в кузове лифтбэк), универсал Golf Variant, минивэны Touran и Sharan, оба варианта «Артеона». Из Америки не привозятся седаны Jetta и американский «лимузин» Passat. Впрочем, не случись эпидемия коронавируса и возникни дефицит микросхем, Jetta, наверняка оставалась бы участником нашего рынка, и в случае оздоровления мира (во всех смыслах) Jetta сохраняет шансы на возвращение.
Кроссоверы
Европейские заводы вполне могли бы поставлять нам, но не поставляют компактный T-Cross, компактный кроссовер в купеобразном кузове и кузове кабриолет T-Roc и купеобразный компактный Taigo. Из Америки (точнее, из Мексики) не поступает к нам давно уже получивший российское ОТТС Tiguan Allspace (который, впрочем, имеет у нас аналог в лице пяти-семиместного кроссовера Škoda Kodiaq). Таким образом, по сравнению с Европой у нас (как и в Америке) отсутствуют только наиболее компактные кроссоверы (меньше «Таоса»). Впрочем, если не произойдет никаких форс-мажоров и Volkswagen будет по-прежнему чувствовать себя уверенно, то не за горами появление у нас локализованого компактного кроссовера (его основой послужит либо сам T-Cross, либо его индийская версия Taigun). Ну а в сравнении с Америкой наш выбор кроссоверов даже шире за счет премиального «Туарега» (если считать, что по двум вариантам «Тигуана» у нас своего рода размен фигурами).
Электромобили
Да, из современной линейки из трех фольксвагеновских «электричек» у нас пока нет ни одной. Но Volkswagen уже зондирует почву, и, оценочно, примерно через год можно ждать первых анонсов (к нам привезут, скорее всего, ID.4 или ID.5, а может и оба варианта по сути одной машины).
Заключение
Данный материал не ставит своей целью что-то объяснить или оценить по шкале «хорошо – плохо». Разве что наглядно показать, что в головах маркетологов «Фольксвагена» Россия, действительно, представляется смесью европейских и американских предпочтений. Так, например, только у нас одновременно продаются Taos и короткобазный Tiguan, Teramomt и Touareg. Если в недалеком будущем к нам вернется «большая американская» Jetta, то только у нас она будет делить рынок с европейским «Пассатом». Проявляется это мнение маркетологов и в том, что у нас, как и в Северной Америке, нет акцента на наиболее компактные машины.
Но главное – времена меняются. И центральная таблица данной статьи позволит в будущем сравнить, посмотреть, что же изменилось в рыночной активности фирмы Volkswagen по сравнению с январем 2022 года.