Что значит фраза апостола Павла «Посему противящейся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.» (Рим. 13:2).
Человек, который противиться, - восстает или противопоставляет себя надлежащим властям, в каждом из перечисленных случаях противостоит порядку и указаниям, исходящих от Бога. Власти, которым оказывается сопротивление в справедливом и надлежащем порядке, вынесут Божий суд своему противнику. Это, однако, не относится к тем чиновникам, которые ставят правила и законы превыше законов Бога. В священном писании говорится:
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Гф.6, 1).
Когда люди с явным пренебрежением относятся к Божьему закону, с ними надлежит бороться. Образец поведения показывается в Послании к Евреям:
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, что бы они не делали, это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13,17).
Этот стих показывает нам, что Бог дал человеческим властям ответственность за сохранение порядка, и наказании тех, кто нарушает этот порядок. Апостол Павел описывает власть как наказывающую зло и поощряющую правильную жизнь, и справедливость. Верующие, несомненно, должны благодарить бога за свое правительство и за всех, имеющих какие-либо обязанности в нем.
Но что делать, когда власти терроризируют тех, которые делают доброе? Даже хотя здесь Павел и не ссылается на злое правительство, на вопрос должен быть получен ответ. Иисус Христос учит нас отдавать кесарю то, что принадлежит кесарю. А Богу давать то, что принадлежит Богу (Мф.22,21). Этот принцип касается платежа налога, но это идет дальше налогов.
Нужно заметить, что честь и уважение основано на положение, которое занимает человек, как служитель Божий, в человечеством начальстве. Мы можем уважать человека за его позицию, если даже некоторые из его действий и не достойны уважения.
Но все же насколько верующий обязан повиноваться правительству? Церковь в Риме, конечно, должна была задать себе этот вопрос. Надо ли повиноваться закону. Который гласит, что каждый из них обязан покланяться императору как Богу? Не обязаны ли христиане поклоняться одному лишь Богу, как Его слова повелевало им? (М.ф.22,21) В случае столкновения правовых норм, чему должно быть отдано преимущество? И уже был известен ответ, который прозвучал в устах апостола Петра синедриону:
«должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5, 29).
В случае противоречия правовых норм, то есть их коллизии, между требованиями людей и повелениями Божьими, ответ Петра остается действительной основой христианского поведения. Однако, мы должны понять, что отказ Петра повиноваться властям, был основан на противоречии между запретом властей и позволением Господа Иисуса Христа проповедовать Евангелие. Религиозные власти приказывали им не говорить людям об Иисусе Христе. Мы должны отметить, что акцент здесь делается на повиновении и уважении существующей власти. Но возникают ситуации, когда верующему трудно решить, что делать. Когда повеление людей во многом противоречат повелениям Божиим, мы должны обратиться к Святому Духу за Его водительством и мудростью. Мы не должны забывать молиться о тех, которые находятся в подобных обстоятельствах, и верить, что Бог откроет им Свое решение.
Стабильный строй гражданского общества, управляемый правительственными властями, которые являются «Божьими слугами», - пишет Эрнст Бест, - очень важен. При анархии страдают все. Стабильность же требует, что бы христианин принял существующий строй общества путем сотрудничения с ним и покорности. В таком случае это послужит ему на добро». Апостол Павел имеет здесь в виду социальные и материальные выгоды, но также нельзя видеть здесь только эту одну сторону. Свобода проповедования Евангелия была очень существенна. Те же, кто отвергает власть и отказывается повиноваться ей по законам данного общества, сами себя наказывают, и это наказание «входит в Промысл Божий против зла. В Рим 1,1, 13-32 «наказание» уже происходит теперь, и необязательно оно будет отложено до наступления последнего дня суда. Бог наказывает через «наказание», которое совершают правители.
Под осуждением, которое навлекает на себя противник власти, нужно понимать не только наказание со стороны последней, но и возмездие со стороны Бога. Всевышний наблюдает за тем, чтобы Его установления свято почитали. Это тем более вероятно, что власть, на авторитет которой покушаются, устанавливает порядок в человеческом обществе. Ей вверена нравственная миссия высокой нравственности она поощряет благодетель и карает порок, поскольку они выражаются во внешних действиях. Если иногда власть и действует несправедливо, но все-таки она никогда не преследует добро как добро и не поощряет зло как зло. Она только ложно толкует то и другое, под влиянием тех или иных причин, но никогда не может поставит основным принципом своей деятельности наказание добродетельных и вознаграждение порочных. Поэтому человек добродетельный имеет все основания уважать власть и повиноваться ей. Что касается человека порочного, то он должен вспомнить, что власть обязана его наказать.
«Дабы верующие не могли сказать, - пишет Блаженный Феофилакт, - ты унижаешь нас, подчиняя начальникам тех, которые имеют получить Небесное Царство, показывает, что повинующийся начальствам, повинуется Богу, или, что гораздо страшнее, неповинующийся начальствам противиться Богу, установившего начальства, и противящийся будет наказан и Богом и людьми. Последнее внушил, сказав: противящиеся сами навлекут на себя осуждение».
«Повиновение – наша обязанность. Мы не дарим властям повиновение, но исполняем долг. Такими наставлениями апостол и верующих побуждал к повиновению, и неверующих начальников располагал в пользу христианского благочестия. Закон повиновения дал Бог, Который грозно и отмщает тем, которые разрушают Его, то Он накажет тебя не случайным наказанием, а самым строгим, и никакие отговоры не спасут тебя, да и от людей ты понесешь жесточайшее наказание, потому, что никто за тебя не вступиться, а Бога мы сильно прогневались. Это и внушает апостол, говоря: а противящиеся сами навлекут на себя осуждение».
Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич
В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.
Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)