Найти в Дзене
Мой мини-гараж

DAF. Часть I

DAF Trucks NV — нидерландская фирма-производитель грузовых автомобилей, подразделение PACCAR, третьего в мире производителя тяжелых грузовиков из США (после Daimler AG и Volvo Trucks). Штаб-квартира и основной завод находятся в Эйндховене. Кабины и шасси производятся в Вестерло в Бельгии, а комплектующие для DAF делают по всей Европе. Некоторые модели грузовиков, продающихся под брендом DAF, разработаны Leyland Trucks и выпускаются на заводе в Лейланде и Тэйме в Великобритании. Кроме этого автозавод DAF Trucks находится в городе Понта Гросса (Бразилия). Сборкой автомобилей DAF также занимаются компании-партнёры и в других странах мира: тайваньский концерн Formosa Plastics Group и фирма CFAO Motors Maroc в Марокко. 1 апреля 1928 г. Хуберт ван Доорн основал компанию Commanditaire Vennootschap Hub van Doorne’s Machinefabriek. Его сооснователем и инвестором был Арнольд Хьюгенс, управляющий директор пивоваренного завода. Ван Доорн несколько раз ремонтировал автомобиль Хьюгенса, и тому так п

DAF Trucks NV — нидерландская фирма-производитель грузовых автомобилей, подразделение PACCAR, третьего в мире производителя тяжелых грузовиков из США (после Daimler AG и Volvo Trucks). Штаб-квартира и основной завод находятся в Эйндховене. Кабины и шасси производятся в Вестерло в Бельгии, а комплектующие для DAF делают по всей Европе. Некоторые модели грузовиков, продающихся под брендом DAF, разработаны Leyland Trucks и выпускаются на заводе в Лейланде и Тэйме в Великобритании. Кроме этого автозавод DAF Trucks находится в городе Понта Гросса (Бразилия). Сборкой автомобилей DAF также занимаются компании-партнёры и в других странах мира: тайваньский концерн Formosa Plastics Group и фирма CFAO Motors Maroc в Марокко.

1 апреля 1928 г. Хуберт ван Доорн основал компанию Commanditaire Vennootschap Hub van Doorne’s Machinefabriek. Его сооснователем и инвестором был Арнольд Хьюгенс, управляющий директор пивоваренного завода. Ван Доорн несколько раз ремонтировал автомобиль Хьюгенса, и тому так понравилась его работа, что он предложил предоставить ему деньги для собственного дела. Ван Доорн начал работать в маленькой мастерской на территории пивоваренного завода, где собирали металлические шкафы, окна и лестницы. Вскоре там начали изготавливать конные, тракторные и, наконец, автомобильные прицепы. В 1932 г. компания, которой теперь управлял Хуберт и его брат Вильгельмус ван Доорн, изменила своё название на Van Doorne’s Aanhangwagen Fabriek (рус. Фабрика прицепов братьев ван Доорн), сокращённо DAF. С 1934 г. она специализировалась на автомобильных полуприцепах с четырьмя задними колесами, установленными попарно на поперечных рессорах. В 1936 г. Хьюгенс покинул компанию, и компания DAF была теперь полностью в руках братьев ван Доорн. В 1938 г. фирма начала переделывать 2-осные грузовые автомобили в варианты с колесной формулой 6×4, заменяя обычный задний мост на 2-осную ведущую тележку Trado, получившую свое название от сочетания первых букв фамилий инженера Траппена и братьев ван Доорн. В 1939 г. появился первый автомобиль марки DAF – армейская амфибия МС139 с абсолютно симметричной формой передней и задней части, центральным расположением двигателя, всеми ведущими и управляемыми колесами.

Hubert van Doorne, Vilgelmus van Doorne, эмблема DAF, DAF-MC139 (1939).
Hubert van Doorne, Vilgelmus van Doorne, эмблема DAF, DAF-MC139 (1939).

После Второй мировой войны в условиях дефицита коммерческого транспорта компания начала выпускать грузовые автомобили, прицепы и автобусы. В 1948 г. DAF выпускает две опытные бескапотные машины DT5 и DT10 грузоподъемностью 5 и 10 т с приводом на передние колеса, низкой рамой и обтекаемой кабиной с 4-х секционным лобовым стеклом. В том же году аббревиатура DAF получила новый смысл: фирма была переименована в автомобильную и стала называться Van Doorne’s Automobile Fabriek. В 1949 г. начался выпуск грузовиков A-Series с более скромной кабиной фирмы Reset. Семейство состояло из 4 базовых моделей А30-А60 грузоподъемностью 3-6 т с американскими 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями Hercules рабочим объемом 4-4,9 л и мощностью 83-102 л.с. или английскими дизелями Perkins мощностью 70-83 л.с. Автомобили имели 4-ступенчатую МКП, сварную штампованную раму из высококачественной стали и гидропривод тормозов. В 1950 г. начался выпуск 1 т бескапотных фургонов А10 и капотных пикапов А107 и А117 с бензиновым двигателем Hercules (2,2 л, 46 л.с.) и 3-ступенчатой синхронизированной МКП.

DAF-DT10 (1948), DAF-A50 (1949-55), DAF-A10 (1950). DAF-A107 (1953).
DAF-DT10 (1948), DAF-A50 (1949-55), DAF-A10 (1950). DAF-A107 (1953).

В 1954 г. были освоены специальные и автобусные шасси, а в 1955 г. началось изготовление новых серий А1100, А1300 и А1500 полной массой 8,4-11 т и грузоподъемностью 5, 6 и 7 т соответственно с дизелями Leyland-0.350 рабочим объемом 5750 см3 и мощностью 105 л.с. По окончании строительства моторного цеха в Эйндховене фирма DAF в 1956 г. отказалась от политики заимствования импортных двигателей и приступила к лицензионному производству английских дизелей 0.350, получивших обозначение DD575 и мощность 120 л.с. Их устанавливали на новые серии А1600 и А1800 полной массой 12-14 т. В конце 50-х гг. фирма начала выпуск собственного бензинового двигателя ВВ475 (155 л.с.). В 1957 г. появилась единственная разработанная полностью на DAF серия капотных грузовиков. Поначалу она состояла из двух базовых моделей А12 и А15 грузоподъемностью 4,5-7 т с двигателями Hercules, Perkins или Leyland. Впоследствии в это семейство, выпускавшееся до 1970 г., влились варианты А13, А16 и А18. Эта гамма создала характерный облик ранних грузовиков DAF с округлыми боковинами капота и своеобразным навесом над облицовкой радиатора. Этот фирменный элемент внешнего оформления перекочевал в 1957 г. на новые бескапотные серии А2000 (4х2) и А3000 (6×2) грузоподъемностью 8-11 т для дальних перевозок в составе автопоездов полной массой 28-32 т.

DAF-A1300 (1955-59), DAF-A16 (1957-65), DAF-T2000DO (1957-65), DAF-A3000DO (1957-65).
DAF-A1300 (1955-59), DAF-A16 (1957-65), DAF-T2000DO (1957-65), DAF-A3000DO (1957-65).

В 1961 г. на седельном тягаче AS2000DO появилась первая удлиненная кабина со спальным местом. Эти автомобили выпускали до 1967 г. в исполнениях 2200, 2300, 2400 и 3200 с колесной формулой от 4×2 до 6×4. Сначала их комплектовали двигателем DD575 мощностью 120 л.с., с 1959 г. – вариантом DS575 с турбонаддувом мощностью 165 л.с., с 1960 г. применяли новый дизель DO680 мощностью 190 л.с., а последнюю серию А2400 с 1965 г. оснащали двигателем DP680 на 220 л.с. Огромное значение в становлении компании DAF сыграли армейские полноприводные автомобили, оснащавшиеся преимущественно бензиновыми моторами Hercules. В 50-е гг. эта программа включала 5 базовых моделей от 1 т тактического грузовика YA126 (4×4) до 3 т YA328 (6×6). Этот автомобиль послужил базой для пожарных машин и бронетранспортеров. В середине 50-х гг. ван Доорн изобрёл бесступенчатую клиноременную трансмиссию Variomatic, позже получившую название вариатор (CVT). В отличие от традиционных громоздких АКП, она была пригодна для установки на малолитражку. В 1958 г. фирма выпустила свою первую легковую модель DAF-600, которая помимо 2-цилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения (590 см3, 22 л.с.) отличалась автоматической клиноременной трансмиссией Variomatic. Машина сразу же стала популярной, ведь на европейском рынке автоматическими КПП оснащались только автомобили высшего класса.

DAF-T2000DO Tractor (1961-67), DAF-YA126 (1952-60), DAF-YA328 (1952-63), DAF-600 (1958).
DAF-T2000DO Tractor (1961-67), DAF-YA126 (1952-60), DAF-YA328 (1952-63), DAF-600 (1958).

Очередное обновление основной грузовой программы началось в 1960 г. с внедрения гаммы бескапотных машин со специфической облицовкой радиатора в форме неправильного 8-угольника. Это семейство находилось в производстве больше 10 лет и включало многочисленные варианты базовых серий А1300, А1500, А1600, А1800 и А1900 с собственными бензиновыми и дизельными двигателями (120-165 л.с.) и 6-ступенчатой МКП. В 1962 г. фирма представила принципиально новую бескапотную серию А2600 полной массой 16-19 т с более вместительной и удобной кабиной с передней облицовкой с 4-мя фарами. Вначале основным силовым агрегатом был дизель DP680 (220 л.с.), а год спустя появилась серия А2300 полной массой 15,4 т с двигателем DO680 (180 л.с.). Эти автомобили оснащали новой сварной рамой, рессорной подвеской с передними телескопическими гидроамортизаторами двойного действия, 2-контурным пневматическим приводом тормозов и рулевым механизмом с гидроусилителем. В свое время они считались наиболее совершенными, безопасными и красивыми и принесли фирме всемирное признание. В 1967 г. началось производство миниатюрного грузовика Pony полной массой 1,6 т с использованием 2-цилиндрового двигателя (850 см3, 40 л.с.) от легкового автомобиля ДАФ-44 и трансмиссии Variomatic. Он мог перевозить 750 кг грузов и развивал скорость 70 км/ч. В том же году DAF открыл новый завод NedCar в Борне по производству легковых автомобилей. Первой моделью, которая производилась там, стала DAF-44.

DAF-A1600 (1960-65), DAF-T2600 (1962-67), DAF-Pony (1967-69), DAF-44 (1967-74).
DAF-A1600 (1960-65), DAF-T2600 (1962-67), DAF-Pony (1967-69), DAF-44 (1967-74).

В 1968 г. DAF приобрёл лицензию на рядный 6-цилиндровый дизель Leyland-0.680, который лёг в основу наиболее известного двигателя серии DK1160. При этом его рабочий объем возрос с 11100 до 11627 см3, а мощность составляла 165-230 л.с. В начале 70-х гг. на DAF создали максимально унифицированную гамму грузовиков F, собираемых из стандартизированных деталей и агрегатов и оснащенных несколькими типами кабин над двигателем, выполненных по модульному принципу. Прежние серии были заменены многочисленными новыми, внешне почти не отличавшимися друг от друга моделями, с различными техническими параметрами. Одновременно ввели новую индексацию моделей: FA – грузовик с бортовой платформой; FT – седельный тягач; FAG, FAT, FAZ и FAD – шасси 6×2, 6×4, 6х6 и 8×4 соответственно. Для гаммы средних грузовиков в 1970 г. была внедрена кабина F218, внешне отличавшаяся от модели 2600 лишь облицовкой радиатора, встроенными в бампер прямоугольными фарами и приподнятой на 50 мм крышей. Всего же гамма включала 7 базовых моделей F1600/F2600 полной массой 13-16,3 т. В 1971 г. начат выпуск лёгкой серии F1200/F1400 с кабиной F198 – уменьшенной копией F218. В том же году обострение экологических проблем привело DAF в т. н. “Клуб четырех”, куда входили фирмы Magirus-Deutz, SAVIEM и Volvo. Кроме этого в ноябре 1971 г. DAF подписал соглашение с компанией International Harvester о совместном выпуске грузовиков для выхода на новые рынки и расширения программы. В результате в 1973 г. появился тяжелый капотный строительный самосвал NAT2505 (6×4), представлявший собой американский Paystar-5000 с голландским дизелем DKA1160 мощностью 230 л.с. В том же году начался выпуск тяжелой гаммы F2800 с кабиной F241, выделявшейся широкой решеткой радиатора из черной пластмассы и 4-мя круглыми фарами. На автомобили устанавливали новые дизели DU825 (216 л.с.), а также двигатели DK1160 (в т. ч. новые варианты DKT1160 с турбонаддувом мощностью 255-304 л.с.) и МКП с числом ступеней от 6 до 13.

DAF-F1600 (1970), DAF-F1200 (1972), DAF-NAT2505 (1973), DAF-FT2800 (1973).
DAF-F1600 (1970), DAF-F1200 (1972), DAF-NAT2505 (1973), DAF-FT2800 (1973).

Внедрение системы промежуточного охлаждения наддувочного воздуха на дизеле DKS1160 позволило повысить его мощность до 280-330 л.с. Отсутствие более мощных двигателей заставило фирму использовать на своем самом тяжелом армейском тягаче FTT3500 (6×4) американский дизель Cummins мощностью 475 л.с. В 1975-76 гг. в программе DAF появились лёгкие серии F500, F700, F900 и F1100. Первые две с дизелем Perkins (80 л.с.), остальные – с собственным двигателем DD575 (105 л.с.). По заказу все они комплектовались АКП. На все автомобили устанавливали совместно созданную «Клубом четырёх» новую кабину Club привлекательной внешности.

DAF-FTT3500, DAF-FA500 (1977).
DAF-FTT3500, DAF-FA500 (1977).

В 1975 г. подразделение DAF по производству легковых автомобилей вместе с заводом NedCar выкупила компания Volvo, и последние легковые машины DAF (66 и 77) были включены в её линейку в 1976 г. как Volvo-66 и Volvo-343. Всего под маркой DAF было произведено около 800.000 легковых автомобилей.

DAF-66 (1973-75), Volvo-66 (1975-80), DAF-77 (1975), Volvo-343L (1976-82).
DAF-66 (1973-75), Volvo-66 (1975-80), DAF-77 (1975), Volvo-343L (1976-82).

В 1976 г. дебютировали грузовики F2300 полной массой 16 т с дизелем DH825 (156 л.с.) или его вариантами с турбонаддувом DHR825 (204 л.с.) и с турбонаддувом и промежуточным охлаждением DHU825 (230 л.с.). Автомобили предлагали в вариантах 4×2, 6×2 или 6×4 с колесной базой 2850-3650 мм и кабиной F241 со спальным местом. С 1977 г. их дополнила серия F2100 с новой кабиной F220, оснащённой механизмом опрокидывания. В 1978 г. DAF ввёл в свою программу тягачи для контейнерных терминалов, а также запустил новую гамму, созданную “Клубом четырёх”, состоявшую из моделей F1300 и F1500 полной массой 12-14 т с дизелем DF615 (115 л.с., с турбонаддувом – 153 л.с.) и 5-ступенчатой синхронизированной МКП. В 1979 г. вышел самосвал NAT2800 с двигателем DKS1160 (310 л.с.), кабиной Magirus-Deutz, 16-ступенчатой МКП ZF и мостами Steyr. В том же году фирма прекратила выпуск прицепов, а на магистральных тягачах FAT2800 стали применять усовершенствованный дизель DKSE1160 (280 л.с.) с промежуточным охлаждением, имевший лучшие для своего времени скоростные и нагрузочные характеристики и обладавший наилучшим в то время минимальным удельным расходом топлива – 149 г/л.с.ч. Он оснащался системой VISAR, позволявшей водителю постоянно получать информацию о расходе топлива и оптимальном режиме переключения передач.

DAF-FA2300 (1976), DAF-FA2100 (1977), DAF-FA1500 (1979), DAF-NAT2800 (1980).
DAF-FA2300 (1976), DAF-FA2100 (1977), DAF-FA1500 (1979), DAF-NAT2800 (1980).

В 1980 г. фирма отпраздновала выпуск 200-тысячного автомобиля, а также начала модернизацию всех ранее созданных автомобилей. Тяжёлую гамму пополнили серии F2305 и F2505, укомплектованные наиболее мощными вариантами дизелей семейства DH825 (220-250 л.с.) и 6- или 16-ступенчатыми МКП. Серия F2805 получила два типа двигателей – DKTD1160 и DKSE1160 (255-280 л.с.) и 12- или 16-ступенчатые МКП. В 1981 г. все кабины тяжёлых машин получили усиленную звукоизоляцию, понизившую уровень внутреннего шума на 4-5 дБ. Благодаря дополнительной звукоизоляции к концу десятилетия DAF стал первой в Европе фирмой, которой удалось снизить уровень внутреннего шума до 79 дБ. С 1982 г. выпускалась гамма F3300 с дизелем DKX1160 с турбонаддувом. В 1985 г. было внедрено второе поколение системы промежуточного охлаждения ATi (Advanced Turbo Interceding), позволившей повысить мощность при сокращении расхода топлива и снижении содержания токсичных примесей в отработавших газах. С середины 80-х гг. начался выпуск новой флагманской серии F3600 с дизелем DKZ1160ATi мощностью 373 л.с. К этому же времени относится создание фирмой DAF уникальных грузовых полноприводных автомобилей для участия в ралли-марафоне Париж-Дакар. В гонках 1984 г. участвовал вариант FAV3300DKX2 с двумя двигателями мощностью 340 и 420 л.с. и двумя кабинами – спереди и сзади, который сошёл из-за аварии. При полной массе 13 т он развивал скорость 160 км/ч. Через год этот вариант появился в облегченном исполнении с одной кабиной. Он весил 11,5 т, развивал 165 км/ч и смог занять 2-е место среди грузовиков.

DAF-FT2800ATi (1985), DAF-FT3600ATi Space Cab (1985), DAF-FAV3300DKX2 (1984), DAF-FAV3300DKX (1985).
DAF-FT2800ATi (1985), DAF-FT3600ATi Space Cab (1985), DAF-FAV3300DKX2 (1984), DAF-FAV3300DKX (1985).

DAF. Часть II, VDL NedCar

DAF-33

#история автомобилей #автомобильная история #голландские автомобили #автомобили из голландии #daf