Найти тему
Что нас ждет в будущем

2022 год глазами социологов: народ в апатии, никакого экономического оживления

Предсказания делают не только астрологи, но и социологи, политологи, и в этом случае они смотрят не на расположение звезд, а на ситуацию в стране, а также опираются на свой опыт. Если астрологи видят будущее в светлых тонах, то у специалистов не такое уж радужное настроение. Оправдано это или нет, покажет будущее.

Мнение Вадима Капусткина

Издание "Фонтанка. ру". опубликовало интервью с кандидатом экономических наук Вадимом Капусткиным.

-2

Он не скрывает, что сам и его коллеги были шокированы и испытывают чувство несправедливости. Вадим говорит, что президенту дают статистику о росте зарплат, и он не исключает, что этот рост действительно есть в некоторых отраслях (химическая промышленность, металлургия, перераспределение энергетических ресурсов и т.д.), но в большинстве секторов наблюдается обратная ситуация. Например, у них в университете значительно упали доходы. Оклады сохранили, они минимальные, но урезали премиальные. По его мнению, россияне становятся беднее.

Экономист объяснил, почему так взлетели цены на продукты. Это коснулось не только России, но и всего мира, цены на сельхозпродукцию увеличились на 30 %. Если за границей цены высокие, то и наши производители стремятся продавать мясо и зерно именно там, экспорт растет, на внутреннем рынке меньше товаров, поэтому и у нас начинают дорожать продукты. Правительство пытается остановить это, вводя таможенные пошлины, но, тем не менее, все равно производителям выгоднее все экспортировать.

-3

Цены в мире выросли не случайно. На фермах и полях Европы всегда трудились мигранты, в США - мексиканцы. После того, как их перестали пускать, работать стало некому. Например, в Америке в 2021 году большая часть урожая пропала, поэтому цены так взлетели.

Если же говорить о картошке, то здесь сыграла свою роль погода: жаркое лето без дождей, многие корнеплоды просто сгорели. Капусткин уверен, что жара - это не оправдание для современного мира. Так, нам привозят картошку из Саудовской Аравии, где пустыня без дождей, но ее выращивают благодаря современным технологиям. У нас же нет элементарного, например, обычных примитивных хранилищ. Так, в Астраханской области пропало много болгарского перца и томатов, т.к. хозяйства не могут его хранить.

-4

Экономист считает, что если границы откроются, не будет препятствий по перемещению рабочих, цены должны снизиться, и наши сельхозпроизводители будут продавать зерно на внутреннем рынке, что может привести к стабилизации цен и на мясо, молоко. Но, с другой стороны, трудно предсказать, что будет с погодой. Например, в последние годы из-за изменения климата вымерзают плантации кофе в Бразилии, в Африке гибнут урожаи какао. По мнению Вадима правительство сделает все возможное, чтобы не допустить повышения цен в 2022 году, результат должен быть, но дождемся ли мы его в этом году, пока не понятно.

Мнение других специалистов

Социолог Борис Кагарлицкий, как пишет glas.ru, являющийся профессором Московской высшей школы социальных и экономических наук, предупредил, что россиянам нужно готовиться к трудностям в экономической сфере, их доходы будут постепенно падать. Он сам признает, что его прогнозы пессимистические, но это и есть здравый взгляд на сложившуюся ситуацию в мире.

-5

Он уверен, что никакого экономического оживления в России нет, а власть пытается решить свои проблемы, увеличивая "налоговый пресс" на экономику и население, при этом не трогая олигархов.

«У людей меньше денег, они меньше покупают, а если они меньше покупают, то предприятия меньше развиваются. Малый и средний бизнес в такой ситуации начинает загибаться. Кроме того, такая экономическая политика всегда сопровождается завинчиванием политических гаек. Власть ожидаемо готовится к росту народного недовольства и начинает превентивно ужесточать свою политику. Герберт Маркузе такую политику называл «превентивной контрреволюцией»

26 декабря 2021 года сайт "ТВК Красноярск"опубликовало мнение политолога Алексея Мазура и социолога Андрея Шалимова.

Алексей Мазур: «Внутренняя ситуация у нас сейчас стабильна, потому что настоящий буйных мало – нет вожаков. Кто был вожаками, тех посадили, выдавили за границу, остальные притихли и смотрят, что происходят. Поэтому народ, как электорат, оппозиция, как субъект политики – он исчез. Мы из субъекта превратились в объект. Власть все устраивает, народ в общем и целом тоже. Поэтому в таком режиме мы будем существовать, либо пока не случится каких-то крупных неприятностей, например, с экономикой, с внешней политикой, с пандемией».
Андрей Шалимов: «Апатия, отторжение, выгорание людей - это главные признаки. Люди не готовы ни во что верить и никому доверять. Это будет сопровождаться локальными конфликтами, срывами. Это вот самый главный психологический фон. Люди будут уходить в стандартные заменители этого социального взаимодействия. У них будут создаваться личные позитивные события. Они всегда сильнее, чем внешние социальные».
-6

Более позитивно все видит Юрий Алаев, член Общественной палаты РТ. Его мнение появилось на сайте kazanfirst.ru. Он уверен, что будет замещено около десятка губернаторов, т.к. они не смогли показать себя, как эффективные управленцы.

Алаев не считает, что впереди возможны какие-то волнения народа:

"Что касается обстановки в обществе, то Алаев не видит предпосылок для волнений - во-первых, люди настолько зашуганы, что подавляющее число находится в режиме апатии. Во-вторых, несмотря на то, что многие социологические опросы привирают, самоощущение россиян к концу года стало ненамного, но все же лучше, чем было в начале".
-7

К тому же он надеется на рост экономики на 2,5%, что может привести к увеличению зарплат. Огромное количество людей ушло с рынка труда, поэтому оставшиеся могут диктовать свои условия, из-за "великого увольнения" зарплаты могут вырасти с опережающими темпами. Но, чтобы Россия удержалась хотя бы на тех позициях, что мы находимся, рост экономики должен быть не менее 5%.

Директора по внешним связям «BitRiver» Андрея Лободу ситуация и вовсе устраивает, у него поводов расстраиваться, кроме инфляции и вовсе нет:

"У меня умеренно-позитивный взгляд на перспективы в наступающим году. Во-первых, Россия по итогам года подтвердила, что стала самодостаточной мощнейшей продовольственной и энергетической державой, и все турбулентности на мировых рынках при сложной геоэкономической обстановке не выбили нас из колеи. Никакие шоковые и кризисные события, кроме инфляции, которая гражданами воспринимается в 3-4 раза выше официальных показателей, нас не расстроили".

Будем надеяться на лучшее. Что еще остается?