Найти в Дзене
история и философия

Гераклит Эфесский. Война – отец всего. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Логос и мировой огонь.

Гераклит – удивительный человек. Он происходит из древнего аристократического рода. Он потомок Кодра, основателя династии царей Эфеса через его сына Андрокла. К тому времени, когда родился Гераклит, царской власти в Эфесе давно не было, была республика, часто тирания. Тиран это человек, который, не имея прав как царь на престол захватывает власть и управляет страной. Так вот даже в тирании и в республике во всех крупных греческих городах все равно оставалась должность архонта-басилея (старейшины из царского рода, который выполнял религиозные функции), потому что какие-то важные религиозные функции мог исполнять только архонт, особенно связанные с мистериями, а так как царя уже не было, то их мог исполнять какой-то потомок царского рода который должен был бы быть царем, но царем не является, потому что в стране республика, но жреческие функции он исполняет. И вот как раз Гераклит был таким архонтом-басилеем в республиканском Эфесе. Эфес был одним из главных религиозных центров всего а
Гераклит, статуя.
Гераклит, статуя.

Гераклит – удивительный человек. Он происходит из древнего аристократического рода. Он потомок Кодра, основателя династии царей Эфеса через его сына Андрокла. К тому времени, когда родился Гераклит, царской власти в Эфесе давно не было, была республика, часто тирания. Тиран это человек, который, не имея прав как царь на престол захватывает власть и управляет страной. Так вот даже в тирании и в республике во всех крупных греческих городах все равно оставалась должность архонта-басилея (старейшины из царского рода, который выполнял религиозные функции), потому что какие-то важные религиозные функции мог исполнять только архонт, особенно связанные с мистериями, а так как царя уже не было, то их мог исполнять какой-то потомок царского рода который должен был бы быть царем, но царем не является, потому что в стране республика, но жреческие функции он исполняет. И вот как раз Гераклит был таким архонтом-басилеем в республиканском Эфесе.

Эфес был одним из главных религиозных центров всего античного мира, не только даже Греции. Всем известно, что в Эфесе располагался знаменитый на весь Восток и средиземноморье храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе

Апостола Павла, когда он был в Эфесе обвинили в том, что он хочет разрушить храм Артемиды Эфесской и вот Гераклит Архонт-басилей должен был посещать этот храм и совершать определённые жертвоприношения. Ему этого не хотелось делать и совсем не из лени. Его часто заставали в храме когда вместо того чтобы совершать священнодействие он сидел и играл с детьми в кости. И когда ему говорили - как ты потомок славного рода и знаменитый человек с этими мальчишками играешь в кости! Он говорил: да с ними намного интереснее, чем с вами. Потом он вовсе оставляет Эфес, отрекается от своей высокой должности архонта-басилея, уходит и возвращается уже незадолго до смерти и кладет в храм Артемиды 3 свои книги, которые он написал, видимо, в горах:

1. О вселенной.

2. О государстве.

3. О богах.

И примерно в возрасте 60 лет он умирает от водянки. У него не было учеников.

До нас дошли отдельные его изречения. Примерно 130 считаются абсолютно достоверными. Можно прочитать их в книге «Фрагменты ранних греческих философов». Гераклита именовали темным. Потому что его трудно было понять. Но он величайший мыслитель. Платон говорил, что то, что он понял из Гераклита это прекрасно, то, что не понял - он чувствует, что это тоже прекрасно, но чтобы понять им непонятое надо быть ныряльщиком, чтобы уметь находиться на большой глубине, а я таковым, добавляет Платон, не являюсь. Гераклит отрицает старую традиционную веру - веру, которая пришла от Гомера и Гесиода. Он отрицает, хулит ее и, из-за этого естественно какой он архонт-басилей, он вызывает неудовольствие своих сограждан потому что он хулит и Артемиду Эфесскую и обряды в которых он должен играть одну из главных ролей.

В изречении № 42 он говорит, что Гомер стоил того, чтобы его выгнать с состязания и высечь, да и Архилох тоже. Это неслыханно для греков и даже для православной Византии, где детей продолжали учить Гомеру и Гомером пронизана вся греческая культура больше, чем Пушкиным русская культура. Представьте себе человека, который бы сказал, что тоже самое нужно сделать с Пушкиным. Естественно он бы подвергся полной обструкции пусть он даже царского рода.

Достается от Гераклита и греческим мистикам. Вот представьте себе то, что говорит Гераклит. Гераклит был должен совершать обряды мистерий Диониса и Деметры. А в этих мистериях участвуют Менады и Вакханки. Гераклит говорит в изречении № 14 о бродящих в ночи магах, вакхантах, менадах и мистах что «нечестиво они посвящаются в то, что считается таинствами у людей». Вот красноречивое свидетельство Климента Александрийского: «Кому прорицает Гераклит Эфесский – бродящим в ночи (магам), вакхантам, менадам, мистам». Это им он грозит посмертным воздаянием, им провещает огонь, ибо «нечестиво они посвящаются в то, что считается таинствами у людей». Иными словами, странствующим по ночам, магам, вакхантам, вакханкам, мистам он угрожает тем, что после смерти их ожидает огонь, ведь они нечестиво посвящаются в то, что у людей считается мистериями.

В элевсинских мистериях важнейшее очищение это очищение кровью. Там приносят в жертву свинью и ее кровью очищаются от грехов. По слову Гераклита, очищаются они кровью оскверненной (т.е. оскверненной убийством), это как если бы кто в грязь войдя, грязью отмывался, его бы сочли сумасшедшим, и изваяниям этим вот они молятся (имея ввиду храм Артемиды), как если бы кто беседовал с домами пустыми, ни о богах не имея понятия, ни о героях.

То есть для него всё традиционное античное богопочитание это абсолютная глупость, глупость молиться статуе Артемиды Эфесской, которую, как говориться в Книге Деяний почитает вся Азия. Для него это всё равно что поклоняться пустому дому. Отсюда можно понять и почувствовать какое было у горожан отношение к Гераклиту. Дильс, замечательный немецкий ученый, пишет о том, что Гераклит в философии, первым усвоив идею запредельного, стал предшественником других идеалистов – Парменида, Анаксагора, Платона.

Гераклит пишет: «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое от всех (от всего) обособлено». Мудрое это то, что не соприкасается с миром.

Народ его ненавидит за то, что он над их богопочитанием издевается. А он говорит, что есть некое Мудрое, обособленное от вас и от всего мира и вот о нем то и надо думать. Единственное Мудрое желает и не желает именоваться Зевсом. Верховный бог желает и не желает именоваться Зевсом. Что это значит? Мудрое это категория субъекта - оно может желать или не желать. Ну почему же желает и не желает именоваться? Если под громовержцем понимать сына Крона и внука Урана, который оскопил своего отца и женился на своей сестре, то тогда конечно он не желает именоваться зевсом громоверцем. Если под громовержцем понимать верховное божественное существо, то он желает им именоваться. Мудрое это то и есть, а то, что вы называете громовержцем, тем он именоваться не желает.

Логос о котором я говорю, пишет Гераклит, люди не осознают. Вспоминаются слова Евангелия от Иоанна «в начале было Слово», в начале был Логос.

Для греков очень важная вещь Логос. В прямом смысле это слово. Но для Грека слово это не кличка, а это обозначение сути. Логос это суть, это сущностная категория определенного предмета. Логос человека это его суть. Логос даже какого-нибудь стола это суть стола, идея стола.

Логос, о котором я говорю, люди не осознают – о какой сути он говорит – о сути бытия. И надо увидеть суть и тогда по-другому развернется весь мир.

Знаменито его изречение под номером 101: «Я искал самого себя» (Вариант: "Я исследовал самого себя"). Гераклит говорит, что надо не весь мир изучать, а искать себя, познать себя, что я есть. Потом это будет главный вопрос Платона, потом Сократа, который будет себя называть повивальной бабкой для мужей. Изречение 1166: «всем людям дано познавать самого себя и поступать в соответствии с этим». То есть не в соответствии с внешними обстоятельствами, а познать кто ты есть. 41 изречение: мудрым можно считать только один Ум – гномий.

Вообще у греков много слов для обозначения ума. Гномий это ум как выбор между добром и злом, правильным и неправильным.

«Мудрым [Существом] можно считать только одно: Ум (гномий), могущий править всей Вселенной».

Как можно утаиться от того, что никогда не заходит? (от "Зевсова ока", "всепроникающий силы", "божественного огня"). Это аллюзия Солнца. Бог как солнце, Бог видит в темноте в какую комнату зайдешь ты. Бог видит тебя всюду и поэтому от него невозможно удалиться, бессмысленно и невозможно скрыть наши неблаговидные поступки.

Поэтому мудрость в том, чтобы знать всё как единое.

Что такое видеть мир как единое? Это значит прозревать абсолютное совершенное за пределами этого мира. Гераклит – метафизик, за физикой этого мира он видит то, что по ту его сторону есть абсолютное (абсолютное это то, что ни от чего не зависит, но все существующее зависит от него).

Все противоположности мира создают гармонию, создают некое единство. И главное, что все течет, все изменяется и то, что единой сущностью Гераклит считал огонь. Огонь уничтожает сам себя, он дает свет и тепло, и в то же время, он уничтожает и убивает. За 100 лет до Гераклита Иеремия сказал: «Бог же есть огонь поядающий…».

В 30 изречении Гераклит говорит, что космос это порядок, космос это строй. Этот космос (этот порядок) один и тот же для всех, его, по мнению Гераклита, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий. Этот огонь, который живет неким ритмом и то возгорается, то угасает. И единый мир это мир вечного огня. И объясняя, как мир и огонь соотносятся друг с другом, он говорит, что все вещи «суть некий размен огня». Изречение 90: «Под залог огня все вещи и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота – имущество и [под залог] имущества – золото».

То есть все вещи и огонь они перетекают друг в друга. Золото мерило всех вещей. Так же как в золоте косвенно все вещи, так как любую вещь можно оценить в золоте. Так же и огонь, то есть божественное, во всех вещах и все вещи в божественном. Он говорит, что каждая душа это искра огня.

Изречение 45: Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути [в каком бы направлении] ты ни пошел: столь глубоко укоренена душа в логосе. Значит душа укоренена в сущности не человека, не тебя, а в логосе мира, в этом первичном огне. И границ души не отыскать. Греки, его современники думали, что все люди это достаточно обособленные сущности, а Гераклит метафизик, говорит что границы души бездонны и душа касается и входит в абсолютное, но только вы это забыли, не видите, а границ души вам не отыскать. Душа как бы клином входит в этот мир, в конкретный человеческий логос, в конкретное человеческое эго, в конкретное Я, и расширяется в бесконечность, в вечность пульсирующего огня.

Гераклит высказывает и этическую мысль. Говорит, лучшие люди предпочитают вечную славу преходящим вещам, а большинство обжирается, как скотина (античные люди любили поесть). Но что такое вечная слава. Ничего вечного в этом мире нет. Вечная слава и вечная память это укоренение в Боге, потому что вечен только Бог. Бог знает всех и Гераклит это имеет ввиду, говоря, что у наиболее совершенных есть стремление к этой вечной славе в Боге.

В изречении 114 говорится, что тот, кто опирается на божественное находит себя, кто опирается на земное не находит. Все земное изменчиво, разрушаемо, его просто нет, мы мечтаем, что земное есть, но завтра его может не быть, но об этом мы не думаем. Чтобы показать, что все земное бренно он берет образы войны и реки. Война – отец всего. Потому что все гибнет и разрушается и все что рождается во времени - рождается после разрушения. Тоже самое и река. Для входящего в ту же реку воды всегда новы. В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

В изречении № 25 он говорит: «Чем доблестней смерть, тем лучше удел выпадает на долю [умерших]». Это не банальные слова, что мужественному дается награда. Это мысль о том, что в бою человек идет в бой не за себя, а проявляет самопожертвование из чувства долга и это выше чем прятаться и умереть в своей постели.

Таков Гераклит, Темный, плохо понятный. Но он открывает живую метафизику. Если элеаты открывали такую статичную метафизику, то Гераклит весь сгусток энергий, что-то среднее между философом и религиозным проповедником. Он открывает человеку его божественную бездну и говорит, что ее надо осознать.

Самое главное для него - чтобы человек знал и понимал, видел и осознавал свое сродство божественному огню и не привязывался к этому мусору, который есть этот мир и понимал, что этот мир течет и преходящ, а есть нечто, что не проходит, а пребывает вечно.