На следующий день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа, восьмого января, Церковью установлено празднование Собора Пресвятой Богородицы.
Название праздника «Собор» означает, что верующие все вместе, соборно, прославляют Небесную Владычицу, родившую Спасителя мира. Совершилась великая тайна, и уже Невидимый видится, и Неосязаемый осязается, и Безначальный начинается…
Господь родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царствование римского кесаря Августа, в лето от сотворения мира 5508-е. «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными».
Богомладенец, повитый пеленами, положен был в обыкновенные ясли, служившие кормушкой для домашнего скота. Но Его Вышняя слава не утаилась в ночном мраке, в вертепе, яслях и пеленах – в этом первом образе смирения и уничижения Богочеловека. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле, в разных странах мира: и вифлеемские пастухи, и восточные мудрецы-волхвы, простецы и ученые.
Установление праздника Собора Богоматери относится к очень древним временам. В IV веке некоторые отцы Церкви, например, святой Епифаний Кипрский, уже говорили поучения в день этого торжества. Заметим, что в древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Под дарами имелись в виду подарки, что были принесены новорожденному Богомладенцу Иисусу. Собор Богоматери также называли «Бегством в Египет». В древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов соединялось с бегством в Египет.
В иконографии Собора отражено прославление Божией Матери, благодаря Которой произошло неслыханное во вселенной событие, вставшее на пересечении ветхозаветной и новозаветная истории человечества, – пришествие в мир Творца всего мироздания. Композиция этого образа основана на тексте рождественской стихиры – благодарственного песнопения, исполняемого на вечерней службе праздника Рождества Спаса: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастырие – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву».
Икона с максимальной точностью иллюстрирует эту стихиру. Упоминаемые в ней образы объединены здесь для воздаяния благодарности и принесения даров Христу всем видимым и невидимым миром.
В центре иконы на горнем месте торжественно восседает Богоматерь со Своим Божественным Сыном на руках. Вверху ангелы, взывая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» – возвещают исполнение Божественного Откровения о явлении в мир Искупителя.
Вокруг Богоматери с Младенцем стоят цари-волхвы, пришедшие за звездой, и малые мира сего – обычные вифлеемские пастыри (пастухи), собравшиеся со своими смиренными овечками у благословенного вертепа.
Евангелист Лука повествует, что земное уничижение Божественного Младенца сопровождалось небесным прославлением: пастухам, сторожившим в поле стадо, в полночь явился ангел и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель (Лк. 2, 10–11). А в Евангелии от Матфея сказано, что, когда родился Господь, пришли в Иерусалим волхвы, спрашивая, где должен по пророчествам родиться Христос, ибо они видели звезду Его на востоке. Им было указано на Вифлеем. Они отправились туда и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Войдя в дом, волхвы увидели Христа и Его Мать, поклонились и положили перед Ним принесенные дары. Изображенный на иконе Младенец принимает эти дары – золото, ладан и смирну.
А в нижнем ряду иконы ветхозаветные цари и пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют сошествие на землю Того, Кого они так пламенно желали узреть. Богоотец Давид сквозь сумрак отдаленных веков ясно видит, как чужеземные государи приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью Его благодатного царства: поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему (Пс. 71: 11).
Вслед за вдохновенными псалмами Давида слышатся голоса древних пророков: Михея, предвозвестившего рождение в Вифлееме великого вождя Израилева, Иеремии, предузревшего Восток свыше, грядущий озарить вселенную новым светом, и особенно дивное пророчество Исаии, за семь веков предвидевшего чудесное рождение Богочеловека.
Часто в нижних углах иконы изображаются женские фигуры, которые, согласно строкам стихиры, олицетворяют землю, приносящую вертеп, и пустыню, держащую в руках ясли.
В верхней части иконы сияет Вифлеемская звезда – дар небес родившемуся Господу. Вот уже более двух тысяч лет светит эта звезда человечеству, и каждый из нас хранит ее отблеск в сердце своем.
В вышине небесной много звезд горит,
Но одна всех ярче радостно блестит.
То звезда Младенца и Царя царей,
В ясли Он положен Матерью Своей.
И волхвы с востока за звездой идут,
И дары с любовью Господу несут.
Братья! Поспешите Господа принять,
Поспешим радушно хлеб и соль подать,
Он руками бедных этот хлеб возьмет
И благословенье нам за то пошлет.
На сайте: https://monastery.ru/zhurnal/tserkov/sobor-bogomateri/
Подать записку о здравии и об упокоении
ВКонтакте / YouTube / Телеграм
© Московский Сретенский монастырь, 2022 г.