Заметной фигурой, оставившей свой след в истории Второй мировой войны, а также послевоенного передела мира, являлся британский адмирал Луис Френсис Альберт Виктор Николас Маунтбеттен (Mountbatten), 1-й граф Маунтбеттен Бирманский.
Будущий адмирал при рождении, случившимся 25 июня 1900 г., именовался весьма пышно - Его Светлейшее Высочество принц Людвиг Баттенбергский (фон Баттенберг), поскольку принадлежал к боковой ветви Гессенского дома и находился в близком родстве с королевскими фамилиями Европы.
Семья жила в Англии, так как его отец, принц Людвиг Александр, служил в Королевском флоте. Мать приходилась внучкой английской королеве Виктории и сестрой русской императрице Александре Федоровне.
От этого брака родилось четверо детей. Будущий лорд Луис Маунтбеттен был самым младшим. Одна из его сестер впоследствии вышла замуж за принца Греческого и Датского Андрея, другая – за шведского монарха. Брат был женат на графине де Торби, которая со стороны отца приходилась правнучкой императору Николаю I, а со стороны матери – правнучкой А. С. Пушкина.
Их отец продолжал делать успешную карьеру в британском флоте. Несмотря на немецкое происхождение, он занимал должность директора военно-морской разведки, командовал эскадрами, морскими дивизиями, Атлантическим флотом. В 1912 г. он стал 1-м морским лордом – начальником главного штаба ВМФ.
Его сын Луис пошел по стопам отца и 13-лет от роду поступил в Военно-морскую среднюю школу на острове Уайт. Затем он продолжил обучение в Королевском военно-морском колледже в Дартмуте и был первым среди 72-х выпускников. В 1916 г., во время I-ой мировой войны, младший Луис в чине мидшипмена служил на крейсере "Лев". В феврале 1917 г. был переведен на линкор "Королева Елизавета".
Но его отцу, из-за обострившихся в британском обществе антигерманских настроений, пришлось подать в отставку. Несмотря на отстранение от службы, немецкий принц остался верен новой родине. В 1917 г. он и члены его семьи отказались от немецких титулов и сменили фамилию, переведя ее на английский язык и став Маунтбеттенами.
Король Георг V оценил патриотические чувства принца Луиса Александра, присвоив ему титулы маркиза Милфорд-Хэвина, графа Мединского и виконта Олдерни, а в 1921 г., незадолго до смерти Луиса Александра, удостоил его званием адмирала флота.
Луис, как младший сын пэра, именовался лордом Маунтбеттеном и впоследствии стал широко известен именно под этим именем.
В 1918 г. Маунтбеттен - помощник командира торпедного катера, а на следующий год он изучает инженерное дело в колледже при Кембриджском университете на специальном курсе, созданном для ветеранов войны. Затем Маунтбеттен служит на линейном крейсере «Repulse» и в 1921 г. получает чин лейтенанта.
В 1922 г. лорд Маунтбеттен женится на Эдвине Эшли, внучке известного магната Эрнеста Касселя и дочери барона Эшли. Семейная жизнь блестящей великосветской пары отнюдь не отличалась германо-британской сдержанностью. Супруги частенько скандалили, не очень почитали обет верности и были свободны в выборе партнеров, возможно, даже слишком свободны. Но, как бы то ни было, леди Маунтбеттен подарила мужу двух дочерей.
К свадьбе Маунтбеттен становится кавалером Королевского Викторианского ордена. Затем он снова учится, сначала в Школе связи в Портсмуте, затем изучает электротехнику в Королевском военно-морском колледже в Гринвиче. Однако, несмотря на близость ко двору его карьера до войны протекала вполне в духе английских традиций, то есть без резких взлетов и падений. В его послужном списке значится: служба на линкоре, должность помощника начальника связи Средиземноморского флота, преподавание в школе связи и вновь служба на Средиземном море.
В 1934 г. Маунтбеттен назначен командиром эсминца. В 1937 г. ему пожалован Большой Крест Королевского Викторианского ордена и чин капитана, что соответствовало званию капитана 1-го ранга в советском флоте. Летом 1939 года лорд Маунтбеттен стал командовать 5-й флотилией эсминцев.
Вторую мировую войну он встретил в северных водах, где союзники (Великобритания, Франция и Польша) попытались помешать захвату немецкими войсками Дании и Норвегии. Англичане нанесли поражение немецкому флоту в битве при Нарвике 10 апреля 1940 года, затем вновь выиграли морское сражение 13 апреля. Но, судьба Дании и Норвегии решалась на суше, и флот оказался бессилен помешать их захвату гитлеровцами.
Маунтбеттена перевели на Средиземноморье, где его эсминец "Келли" за несколько месяцев успел получить повреждение от плавучей мины, дважды подвергался торпедным атакам и, наконец, был потоплен в битве за Крит.
После германской оккупации Греции остров Крит оставался в руках англичан. Это был важный опорный пункт, не позволявший немцам полностью контролировать восточное Средиземноморье, и стратегический плацдарм для возможного вторжения союзников на Балканы.
На Крите находилось примерно 27 тысяч солдат стран Британского содружества эвакуированных с материковой Греции и две потрепанные греческие дивизии. Местный гарнизон состоял из трех пехотных батальонов.
Вокруг острова, в ожидании немецкого морского десанта, барражировали четыре отряда британских кораблей. В их состав входили четыре линкора, девять крейсеров и более двадцати эсминцев.
Англичане ждали удара с моря, но то, что немцы предпримут грандиозную воздушную десантную операцию, этого они вряд ли ожидали.
Утром 20 мая 1941 года германское командование приступило к операции «Меркурий». После массированной бомбардировки острова самолетами, немецкие десантники двумя волнами высадились на остров.
По данным Ю. Ю. Ненахова, приведенных в книге "Воздушно-десантные войска во второй мировой войне" (Мн.: 1998), на Крит было сброшено"около 10 тысяч парашютистов". Уже 21 мая десантники захватили аэродром Малеме, куда вскоре стали приземляться транспортные самолеты люфтваффе. Общая численность войск, перевезенных по воздуху, по словам Ю. Ю. Ненахова, составила 23 464 человека плюс 353 орудия и 771 мотоцикл, не считая тонны различных грузов, боеприпасов и снаряжения.
Битва за Крит носила ожесточенный характер, но важнейшую роль сыграло полное господство немецкой авиации. Начиная с конца апреля, немцы постоянно бомбили остров, уничтожив практически все британские самолеты. И британский флот нес потери не от германского флота, а от самолетов противника. Изо дня в день английские корабли подвергались жесточайшим атакам с воздуха.
Но высадка на Крит не оказалась для немецких десантников легкой прогулкой. Повсюду они натыкались на ожесточенное сопротивление британских войск и их союзников.
Для помощи десанту, несущему большие потери, немецкое командование решилось отправить подкрепление в составе двух горнострелковых батальонов с острова Милос морем. Это было опрометчивое решение. Караван, в ночь на 21 мая, был перехвачен английскими кораблями, которые потопили большую часть тихоходных судов.
Но, увы, радость британцев была недолгой – с рассветом появилась вездесущая немецкая авиация, и, несмотря на плотный зенитный огонь, приступила к охоте за английскими кораблями. Британский флот потерял два легких крейсера и эсминец, два линкора и два крейсера получили серьезные повреждения.
Эти дни, 22 и 23 мая, стали самыми тяжелыми для британского флота. Эсминец «Келли», на котором держал флаг капитан Маунтбеттен, и второй эсминец «Кашмир» приняли на борт моряков, которым удалось спастись с погибших кораблей.
Ранним утром 23 мая, эсминцы, измотанные боями, перегруженные людьми, у западной части Крита были вновь атакованы немецкой авиацией. Две воздушные атаки морякам удалось отбить, но третья, в количестве 24 пикирующих бомбардировщиков, стала для эсминцев последней. Оба корабля, увлекая за собой людей, стали быстро тонуть. Находившийся недалеко эсминец «Киплинг» поспешил на помощь погибавшим. Под непрерывной бомбежкой он подобрал из воды 279 человек. Среди спасенных был и лорд Маунтбеттен.
Пока немецкие самолеты отправились за пополнением боезапаса, «Киплинг» взял курс на Египет. Но в 50 милях до Александрии на эсминце закончилось топливо, и перегруженный неподвижный корабль легко мог стать добычей подводной лодки или самолета противника. К счастью этого не случилось. «Киплинга» встретили и благополучно отбуксировали в порт. Спасенные моряки почувствовали себя вновь родившимися.
Всего англичане в боях за Крит потеряли три легких крейсера, шесть эсминцев и 29 других судов; 17 кораблей были серьезно повреждены, погибло около двух тысяч моряков. Из-за больших потерь британский флот снял патрулирование вокруг острова и ушел в Александрию.
Тем временем в боях на острове мастерство и индивидуальная выучка немецких солдат и офицеров взяла верх над британской храбростью. После ухода британского флота, на восточную оконечность Крита был высажен 6-ти тысячный итальянский морской десант. Судьба Крита была предрешена.
Вечером, 28 мая 1941 г., началась эвакуация в Египет остатков войск союзников. Ночами было вывезено 14 900 человек, в том числе британские эсминцы доставили в Александрию греческого короля Георга II. 3990 британских, австралийских, новозеландских и греческих солдат и офицеров были убиты, 2750 было ранено, 17090 попало в плен.
Но эта победа обошлась Германии недешево. 3627 человек были убиты и пропали без вести, свыше 2594 было ранены. После таких потерь Гитлер запретил крупномасштабные воздушно-десантные операции, сведя участие парашютистов в проведении лишь тактических операций и диверсионных акций.
Лорда Маунтбеттена наградили орденом «За выдающие заслуги» и назначили командиром авианосца «Илластриес», который залечивал раны от немецких бомб в доках Мальты. Но прокомандовал авианосцем он недолго, так как премьер-министр Уинстон Черчилль предложил Маунтбеттену должность главного советника при Управлении комбинированными операциями.
Весной 1942 года Луис Маунтбеттен в чине коммодора (звание выше капитана 1-го ранга, но ниже контр-адмирала) уже возглавляет это Управление, являясь де-факто членом комитета начальников штабов.
В этой должности Маунтбеттен разрабатывает планы десантных операций, добиваясь взаимодействия между всеми родами войск. Для повышения авторитета ему, согласно британским традициям, присваивают временное звание вице-адмирала, а также почетные звания генерал-лейтенанта армии и маршала ВВС.
Летом 1942 года германское командование предприняло широкомасштабное наступление на Волге, Дону и Северном Кавказе. Советские войска оказались в крайне тяжелом положении. Сталин настойчиво требовал от союзников открытия второго фронта.
Черчилль приказал адмиралу Маунтбеттену подготовить операцию по высадке десанта во французский порт Дьепп, оккупированный германскими войсками.
Главной целью операции, носившей кодовое название «Юбилей», был захват и удержание этого морского порта, с целью доказать возможность или невозможность высадки крупных десантов во Франции в 1942 г.
19 августа 1942 г. на северное побережье Франции высадились 6086 пехотинцев. Большинство из них составляли канадцы, но были и британцы, поляки, американцы. Немецкая разведка всегда работала хорошо и о предстоящем десанте знали. Оборону Дьеппа усилили, хотя шеститысячному десанту противостояло всего 1,5 тысячи гитлеровских солдат.
Несмотря на мужество и численное превосходство союзников, штурмовавших побережье, к 4 часам пополудня десант был сброшен в море. На берегу догорали 28 английских танков, были потеряны 119 самолетов. 3 623 солдата, принимавших участие в высадке, были убиты, ранены или взяты в плен. Британский флот не досчитался 555 человек.
Потери немцев составили 311 человек убитыми и 280 раненными.
Выводы из этой катастрофы были сделаны незамедлительно – рейды британских войск на французское побережье прекратились, об открытии второго фронта в 1942 г. не могло быть и речи. Репутация лорда Маунтбеттена из-за провала операции «Юбилей» оказалась несколько подмоченной. Но от руководства Управлением комбинированными операциями его не отстранили, и штаб лорда продолжал планировать рейды «коммандос», теперь, правда, в Северной Африке и на побережье Средиземного моря.
После конференции союзников в Квебеке в августе 1943 г., где президент Рузвельт настаивал на проведении крупномасштабного наступления через Бирму и Китай, Черчилль назначил Маунтбеттена верховным главнокомандующим союзными силами в Юго-Восточной Азии. В связи с этим, Маунтбеттену присвоили временное звание адмирала.
На новом месте службы, несмотря на трудности, связанные с работой с американским генералом Стилуэллом, "тянувшим одеяло на себя", и с генералиссимусом Чан Кай-ши, преследовавшим свои интересы, адмирал добился больших успехов.
В начале 1945 г. войска Маунтбеттена, наступая одновременно и по побережью Бенгальского залива и продираясь сквозь тропики Центральной Бирмы, изгнали японцев из Бирмы и вошли в Рангун.
Летом 1945 г. лорд Маунтбеттен был членом британской делегации на Потсдамской конференции. В Потсдаме он, как представитель королевского дома, участвовал во встрече с генералиссимусом Сталиным.
В сентябре 1945 г. адмирал Маунтбеттен принял капитуляцию японского гарнизона Сингапура. Война закончилась, и его временные звания были отменены, но в мае 1946 г. Маунтбеттену было присвоено действительное звание контр-адмирала Королевского флота. К его наградам добавились самые старейшие и почтеннейшие британские ордена – орден Бани (1945) и орден Подвязки (1946), а также орден Звезды Индии и орден Индийской империи (оба в 1947). Кроме того, в 1947 г. лорду был присвоен титул графа Бирманского.
Лорд Маунтбеттен, вероятно, был одним из последних кавалеров британских наград вице-королевства Индии. Но они неслучайно засверкали на мундире адмирала - в феврале 1947 г. Маунтбеттен стал последним вице-королем Индии. Его влияние возросло, когда в декабре 1947 г. его племянник принц Греческий и Датский Филипп, отказавшись от своих титулов, женился на дочери британского монарха Георга VI, будущей королеве Елизавете II.
В Индии в это время шла напряженная борьба против колониальной системы и англичане, ослабленные войной, ясно понимали, что они не в силах удержать эту огромную колонию. К тому же с севера на Индию с интересом поглядывал Советский Союз, всегда готовый поддержать любое антиколониальное движение и поделиться горами оружия, оставшимися после войны.
Британия была готова предоставить свободу Индии, но в колонии были весьма напряженные отношения между двумя ведущими партиями – Национальным конгрессом и Мусульманской лигой.
План Маунтбеттена предлагал разделить Индию на два государства по религиозно-общинному признаку – Индийский Союз, с территорией населенной индусами, и Пакистан с мусульманским населением. План не был лишен изъянов. Он был связан с огромным переселением народов, а давние обиды и спорные территории остались до сих пор. Но это была реальная возможность, позволившая избежать большой крови и межнациональной резни. План вступил в силу 15 августа 1947 г.
Лорд Маунтбеттен стал первым генерал-губернатором Индийского Союза и оставался на этом посту до июля 1948 г.
В 1949 г. Маунтбеттен получил чин вице адмирала, в 1953 г. - адмирала. С 1953 г. по 1954 г. он командовал Военно-морскими силами НАТО в Средиземном море, а в 1955 г. занимает пост, который некогда занимал его отец, - Маунтбеттен стал Первым морским лордом.
В октябре 1956 г. ему присваивают высшее военно-морское звание адмирал флота, и с 1959 года лорд Маунтбеттен возглавляет штаб обороны и является председателем комитета начальников штабов Великобритании.
В 1965 году лорд Маунтбеттен вышел в отставку и впоследствии стал губернатором расположенного на юге Великобритании острова Уайт, являющимся отдельным графством с территорией в 380 кв. км.
Супруга лорда скончалась еще в 1960 году, и Маунтбеттен уделяет большое внимание общественно-политической деятельности, установлению международных связей.
Лорд Маунтбеттен был в России в ранней юности, тогда он познакомился со своими родственниками, семьей Николая II. Во второй раз он прибыл в нашу страну в 1975 году. Как личный представитель королевы Великобритании, лорд присутствовал на праздновании Дня Победы в Москве. Адмирал был награжден юбилейной медалью в честь 30-летия Победы и встречался с советскими военными и руководящими деятелями.
В конце августа 1979 года Маунтбеттен отдыхал в своем поместье в Ирландии, в графстве Слайго, всего в 20 километрах от границы с Северной Ирландией.
В понедельник, 27 августа, примерно в 11.30, лорд, его дочь с мужем, их дети - 14-летние мальчики-близнецы, свекровь дочери и 15-летний ирландский паренек, подрабатывающий на яхте лорда, отправились на рыбалку. Яхта не успела уйти далеко от берега, как раздался оглушительный взрыв. Погибли сам 79-летний лорд Маунтбеттен, свекровь его дочери, их 14-летний внук и 15-летний ирландский мальчик, остальные получили тяжелые ранения, но чудом выжили.
Ответственность за этот теракт взяла на себя Ирландская республиканская армия (ИРА), боевики которой заложили в моторный отсек яхты около 23 килограммов взрывчатки и взорвали ее с помощью пульта дистанционного управления. Лорд всегда несколько высокомерно относился к собственной охране, поэтому заминировать стоявшую у пирса и никем не охраняемую яхту не составило труда.
В этот же день боевики ИРА взорвали еще две радиоуправляемые мины, отправив на тот свет 18 английских солдат.
Старый адмирал, после прощальной церемонии в Вестминстерском аббатстве, которая транслировалась на всю страну, был похоронен в аббатстве Ромси.
Одного из террористов вскоре задержали и приговорили к пожизненному заключению, но благодаря амнистии, он был освобожден в 1998 году.