В свое время, цикл книг Айзека Азимова «Основание» был назван «лучшей серией всех времен и народов». При всем при том, что американцы любят давать любому местечковому явлению пышные цветастые титулы, в данном случае характеристика оправдана. Даже по прошествии многих лет, со времени публикации произведений серии.
"Основание" стало центральным циклом серии фантаста "Галактическая история". Азимов связал его с другими своими работами - Транторианской трилогией, циклом «Детектив Илайдж Бейли и Р. Дэниэл Оливо», рассказами о роботах и приквелами и сиквелами основной трилогии. Таким образом, получилась единая концепция развития человечества на протяжении тысячелетий.
Главной идеей всей азимовской эпопеи стало развитие космического человечества с неизбежным взлетом и упадком цивилизации. Громадная космическая империя будущего, располагающаяся на тысячах планет галактического пространства, деградировала и разложилась, проиграв неумолимому течению истории и общественно – историческим процессам, сформулированным с помощью математических формул ученым Хэри Сэлдоном, создавшим психоисторическую науку.
Масштабная картина развития космического человечества представлялась публике и другими авторами научной фантастики. Например, знаменитая Техническая история Пола Андерсона, со стадиями развития человечества, от лихой экспансии времен Политехнической Лиги, до заката Терранской империи, когда человечество стремилось лишь сдерживать более молодые расы, сохраняя контроль над пространством, освоенным предками. Менее известный в нашей стране, фантаст Майк Резник рисует впечатляющую картину яростного человечества, тысячелетиями доминировавшего в Галактике и настроившего против себя все разумные расы.
В более поздние времена фантасты сосредоточились на дальнейшей эволюции человечества. Возникают миры постчеловечества. В этой связи можно вспомнить Вселенную Гипериона Дэна Симмонса. В то же время, британский фантаст Питер Гамильтон в цикле «Содружество» описал масштабную Галактику человечества будущего, в которой основные принципы современной рыночной экономики и общества остались главенствующими.
Все упомянутые миры космического человечества, как минимум, не менее интересны и притягательны, чем эпопея Азимова. Все дело в том, что Азимов действительно был первым, кто описал развитие человечества на протяжении тысячелетий, подвел под это развитие законы обществознания (психоисторию) и рассказал читателям о картине упадка и возрождения цивилизации в Галактике.
Что бы дать преставление современному читателю о значении «Основания» в мировой фантастике, можно привести аналогию с просмотром в первый раз фильмов трилогии «Звездные войны» в видеосалоне времен позднего СССР. Ничего подобного до этого граждане Страны Советов не видели.
Итак, Азимов был первым. Вследствие этого, часто не замечают недостатков "Основания". Это и сухость изложения, поверхностность. Недостаточная прописанность и реалистичность как миров галактической истории, так и персонажей оригинальной трилогии, ставшей основой цикла. В конце концов, мы имеем малое представление о сути психоистории даже в самых общих чертах. К примеру, тот же Пол Андерсон в цикле «Техническая история» дает обоснование прекращения космической экспансии и образования Тарранской империи, ее дальнейшего заката и наступления краха цивилизации – Долгой Ночи. У Азимова совсем мало говорится именно о причинах происходивших процессов упадка Транторианской империи. Многие герои представляют собой лишь безликих свидетелей тех или иных процессов распада Трантора и появления Второй империи, предсказанных с помощью методов психоистории.
И тем не менее «Основание» - мощнейшая научная фантастика, даже если смотреть на нее с точки зрения современного любителя фантастики, прочитавшего много разных книг. Азимов, в эпизоде за эпизодом, раскрывает панораму падения Транторианской империи. Каждый такой эпизод романов «Основания» - маленький штрих заката и нового взлета цивилизации в Галактики. Не будет преувеличением сказать, что азимовская космическая эпопея оказала значительное влияние на дальнейшее развитие фантастики, в том числе и на замечательные варианты человечества в космосе, что упомянуты выше.
При создании Вселенной "Основания", Азимов черпал идеи в реальной истории. Прообразом Транторианской империи стал Рим, его взлет, закат и падение, наступление "темных веков".
Как уже упоминалось выше, «Основание» стало стержнем всей Галактической истории по Азимову, к которому фантаст присоединил некоторые другие свои серии книг. «Сшивает» «Основание» с иными сериями персонаж Р. Дэниэла Оливо, который оказал воздействие на всю историю развития человечества. Можно назвать его самым грандиозным "серым кардиналом" всех времен и народов, который бескорыстно служил человечеству, основываясь на Трех Законах робототехники, только на более высоком уровне понимания и трактовки этих правил.
Символично, что «главной» персоной Галактической истории стал робот, ведь Айзек Азимов главный фантастический "специалист" по робототехнике.
Кстати, цикл рассказов Азимова о роботах тоже формально входит в Галактическую историю. В этих небольших рассказах Азимов рассказывает о разных историях, связанных с роботами. Действие рассказов происходит как на Земле, так и при исследовании Солнечной системы. В том числе, в них формулируются знаменитые Три Закона Робототехники.
Через столетия после первых попыток освоения Солнечной системы и начала эпохи робототехники, земляне вышли в космическое пространство и освоили несколько десятков планет. Эти миры постепенно отдалились от метрополии. Потомки землян, переселившихся в космос стали называться космонитами (спейсерами). Уровень жизни, развитие медицины и т.п. позволяли космонитам жить несколько веков. Широкое внедрение роботов во все сферы жизни привело к невиданному росту благосостояния. В то же время, культура космонитских миров была статична. Люди оттуда больше не стремились в космос, к колонизации других планет. Достигнув определенного уровня развития, общества космонитских планет перестали развиваться, стали статичными. Всего существовало несколько десятков космонитских миров. Самым значительным из них была планета Аврора.
Если малочисленное население космонитских планет имело множество ресурсов для поддержания высочайшего уровня жизни, то Земля была чудовищно перенаселена. Предки землян, основав несколько десятков колоний, будущих космонитских миров, перекатили космическую экспансию. Истощились ресурсы, людей становилось все больше и больше. С течением времени, люди были вынуждены переселится в гигантские мегаполисы, раскинувшиеся на сотни километров и обнесенные стальными куполами.
В конечном итоге, и Земля, и космонитские планеты клонились к неизбежному упадку. События, которые изменили ход истории начались со смерти одного из космонитских ученых – робототехников на Земле. Расследовать убийство поручили нью-йоркскому детективу Илайджу Бейли. К нему в помощь был придан космонитский человекообразный робот Р. Дэниэл Оливо.
О серии книг про детектива Бейли и р. Дэниэла Оливо и событиях, приведших к образованию Транторианской империи, владения которой занимали почти все пространство Галактики, речь пойдёт в следующем обзоре – продолжении.
Ссылки на обзоры канала ФКИ публикуются здесь https://vk.com/infantastika (в группе публикуются также и другие посты на тему фантастики).