Советский истребитель И-15 был машиной для своего времени передовой и отлично себя зарекомендовавшей. При целой массе неоспоримых преимуществ (самые главные - отличная маневренность и невероятная живучесть), большим недостатком он обладал ровно одним - отсутствием бронеспинки у пилота, из-за чего для многих летчиков даже при целой машине полет на И-15 становился последним.
Во время событий в Испании, где И-15 и зарекомендовал себя отличной машиной, истребитель прозвали "Чако". Бывали случаи, когда самолет возвращался на аэродром даже с 80 пробитиями, но, по словам Героя Советского Союза Георгия Захарова, количество потерь среди летного состава на данной машине просто зашкаливало на первых этапах войны. Пилоты И-15 до ужаса боялись атак сзади, потому что бронеспинки на креслах не было, и очень часто все заканчивалось трагично.
Естественно, долго так оставаться не могло, потому что это ужасно - когда на одном из лучших истребителей своего времени летчики боятся вылетать. Ну, может и не боятся, но все равно все это было крайне неприятно. Стали думать, как выйти из ситуации, причем так выйти, чтобы не увеличить вес самолета (иначе вся его маневренность просто исчезнет). Понятно, что просто добавить бронеспинку (а она ведь тяжелая) было нельзя. В итоге решили пойти на интересный шаг - добавить бронеспинку, но перед вылетом вытаскивать из самолета аккумулятор (а весил он 30 кг). Аккумулятор на истребителях данной модели устанавливался за креслом пилота, и нужен был для питания радиостанции. Но на практике радиостанциями в самолетах на той войне почему-то почти не пользовались, а значит можно было от нее избавиться. Получалось такая система: перед вылетом аккумулятор из самолета извлекался, устанавливалась самодельная бронеспинка, и самолет взлетал.
Разумеется, случилось все это не сразу, предварительно на такой хитрый способ нужно было получить разрешение начальства, а потом еще и испытания провести. Вносить такие изменения в конструкцию самолета строго-настрого запрещалось, но на войне, как известно, многие запреты не работают, а делается все для выживания. Вот и командир эскадрильи И-15 Павел Рычагов (он же Пабло Паланкар) долго упорствовал и не разрешал такие изменения вносить, но увы, потери росли. В конце концов он дал добро, хоть и понимал, что за такое его могут очень наказать.
Когда разрешение на переделку самолетов было поручено, летчики приступили к реализации идеи. Заправлял всем некий Леонид Кальченко с одним испанцем. Испанец нашел стальные листы (8 листов по 12 мм, и еще 4 листа по 8 мм), потом они были вырезаны по форме кресла пилота, после чего их отнесли на полигон. Стреляли по листам с расстояния 100 метров бронебойными пулями. Выяснилось, что на листах толщиной 12 мм остаются лишь совсем небольшие вмятинки, а листы 8 мм просто немного трескаются, но остаются крепкими. То есть подходит и то, и другое. Примечательно, что даже листы толщиной 12 мм весили всего 28 кг , что на 2 кг меньше аккумуляторов, которые собирались вытаскивать из самолета перед взлетом.
Самую первую вырезанную из стального листа бронеспинку установили на И-15 испанского пилота Эрдиго. Этот летчик был настоящим "сорвиголовой", ничего не боялся, мог один атаковать численно превосходящего противника, всегда был в эпицентре боя. Уже на следующий день он вернулся из воздушного сражения на изрешеченном пулями самолете, а на его бронеспинке были несколько отметин - то есть свою функцию они выполнили.
Конечно, все это делалось кустарно - это был лишь временный выход из положения. Когда Георгий Захаров, по воспоминаниям которого и написана данная статья, вернулся из Испании в СССР, он выступал перед конструкторами, гдя обозначил проблему отсутствия на И-15 бронеспинок. Немногим позже появляется И-15бис - это был уже самолет, который имел заводскую бронеспинку, а также некоторые другие новшества.
Увы, И-15бис из-за ряда нововведений уже не был тем маневренным И-15, в летных характеристиках он потерял, но все равно считается очень достойным истребителем для своего времени.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.