Что такое академизм? Откуда он вообще взялся? Зачем он нужен? Можно ли без него и какое значение он имеет сейчас? Эти, и другие вопросы я хочу рассмотреть в своей статье. Наберитесь терпения, прочтя до конца, и паззлы сложатся в общую картинку! :)
Что такое академизм, откуда он вообще взялся и что можно считать за академизм?
Здесь будет немного скучной, сухой, но важной для понимания и общего развития информации, и так...
Копнем поглубже. Сама идея и слово АКАДЕМИЯ к нам пришли из античности, греко-римского древнего мира. (Кстати, в дореволюционной России использовался термин «классическая древность») Наверное все мы хоть немного знаем про Платона, и, может быть даже про его Академию — философское учебное заведение в Древней Греции, в 400 году до н.э. В эту тему углубляться я не буду, идем дальше!
Спустя несколько столетий, приблизительно в 15-16 веке н.э на Западе решили взяться за старое и возобновить идею Академий. Сперва начали изучать философию, а затем возник интерес к истории искусства древности. И вот, в эпоху Возрождения в Италии начали образовываться кружки по интересам для художников – Академии. Возникали они, соответственно, на фоне интереса к античности, ведь она считалась непоколебимой основой художественного творчества. Кстати, сам термин «Возрождение» то и значит, что произошло возрождение античной культуры, она по-новому, свежей волной влилась в жизнь людей.
Эпоха Возрождения считается точкой отсчета современного европейского искусства, она сформировала современный характер культуры. Для деятелей искусства было важнейшей задачей выработать вневременной идеал красоты. К этому идеалу академисты на протяжении веков и относили искусство классической античности и искусство римского классицизма начала 16 века. Без деятельности академий невозможно представить развитие художественной культуры 19-20 веков. То есть, начиная с первой возрожденной Академии, сперва на Западе, а потом и в других странах каждый век тут и там образовывались Академии художеств. В них канонизировали и утверждали идеологические и эстетические установки, а также виды и жанры искусства.
Получается, Академизм рождается и развивается на почве многовековых исследований, практики и опыта. Это такое идеальное, правильное, планомерное движение искусства.
Но наряду с этим академии часто «превращались в оплот консерватизма и подвергались критике со стороны представителей новаторских художественных течений».
Кто-то и в наше время относится к академизму с насмешкой. Среди кругов самоучек слово «академист» считается обзывательством! Типа академисты такие зашоренные, ничего не видят и не умеют кроме своих горшков, античных масок и яблок в тряпках. По поводу этого момента я скажу свое слово немного позже, а на данном этапе хотелось бы подвести итог…
Роль прошлого в наше время
На основании вышеупомянутых фактов могу сказать, что Академизм для художника- это свод правил и законов. Это древний, общепринятый и общеутвержденный подход к изобразительному искусству. Он таит в себе особый подход к пониманию и созданию искусства.
И что теперь, академизм или ничего? А если хочется чего-то нового? Если охота «своё, без ваших этих академизмов»??? :)
Разумеется, никто не запрещает делать открытия и развиваться. Возьмем к примеру точные науки. Любые открытия, нововведения и уточнения в этой сфере есть, и они не противоречат контексту той базы, которая уже существует на данный момент. Все совершающиеся открытия имеют под собой общее основание, общие принципы и внутреннюю логику. Никому не приходит в голову ломать систему и гнуть что-то своё. В истории этих наук так же есть и провальные открытия, которые исчерпали свое существование и канули в лету! Как физика, химия, математика и языки продолжают развиваться, так продолжает развиваться и искусство. В его структуре уже есть все необходимые отправные точки которые помогают в поиске «чего-то своего». Но прежде чем «творить» необходимо понять на базе чего, и за счет чего это творчество будет действительно ценным.
Конечно, я понимаю, назревает претензия: «Никто не в праве решать, что красиво а что нет! Нет никаких правил, мы уже не в средневековье живем. Сейчас мир другой!» Да, скажу я, мир совершенно другой. Сейчас времена полного отрицания любых правил и норм. И когда правила «изобразительной грамоты отрицают» - это лишь малая толика... Сейчас и с родным языком бодаются, и с ПДД, и с нормами морали, и вообще не хотят ничего делать по правилам! Ну мы-то с вами размышляющие люди, уж мы-то понимаем, что идти за большинством – не значит идти в правильном направлении, да ведь?:) Только представьте, каким был бы мир, не будь в нем никаких правил, стандартов и норм! По большому счету люди всегда пытаются систематизировать, классифицировать всё вокруг, абсолютно всё. Задумайтесь...
И тут конечно меня ждет возражение: «Вот некто рисует, как хочет – успешный, всем его творчество нравится, никакой академии ему и не надо». А я скажу: да пожалуйста! Дурновкусие Вкус либо есть, либо его нет. Здесь мне приходит на ум пример стилистов. Чтобы быть успешным стилистом, нужно самому иметь отменный вкус. И его можно развить. У них, у стилистов, даже есть такой термин «насмотренность». Я иногда тоже применяю этот подход при обучении своих учеников, ведь им необходимо тоже подпитывать свою визуальную базу. Базу, которая задает объективное понимание красоты, а не просто понятие про «красивенькое».
Поэтому, могу сделать вывод, что Академизм несомненно имеет почетное место и законное право на жизнь. Академизм оказал решающее влияние на систематизацию художественного образования. Он хранит и закрепляет классические традиции, которые являются системой «вечных» канонов. Его главная функция — охранительная. Академизм является основой любой художественной школы как образовательного учреждения. Даже основные учебные дисциплины так и называются: академический рисунок, академическая живопись. Представьте на минутку, что, как и зачем будет преподаваться в художественных образовательных заведениях, не будь академизма?
На самом деле...
Хочу заметить, что академизм – это не просто срисовывание натуры «как она есть». Срисовывать как оно есть – огромная ошибка. Именно правила академизма учат, как улучшить натуру, что подчеркнуть, а что убрать, как сделать изображение выразительным, как работать цветом, как трехмерное изображение перенести на плоский лист и передать в нем «воздух», объем, где и как располагать изображаемое…
Пластическая анатомия – тоже основа академизма. Мало просто нарисовать привлекательное тело человека, нужно знать где в этом теле и как располагаются кости, мышцы. Что в этом теле вообще рисовать нужно, а что нет. А основы композиции? Сейчас очень мало кто способен не то что бы преподавать, а пользоваться композицией!!! Все прекрасно умеют рисовать девочек с бокалом винишка, "портреты" с цветами вместо лица, лебедей фламинго у которых шеи сплелись в виде сердца, закатики на море, летающие глаза и такие же отдельно растущие, летающие губки. Я без стыда называю это дурновкусием!
И самое страшное, получив эти нехитрые навыки, люди начинают верить в себя и... Уча этому же других, плодить ложные знания! "Художники" без вкуса, без чувства композиции, цвета и тона внушают людям, что всё просто, бери и крась. Еле-еле узнав, как держать в руках кисть, а то и это до конца не освоив, уже лезут в художники-преподаватели. Когда я такое вижу, у меня начинает вскипать мозговой кисель. Ладно, не будем о плохом, вернемся к незакрытому вопросу про академизм. Куда его применять, этот выверенный, правильный подход?
Ты уже постиг академизм от А до М, и думаешь, что делать дальше?
Неужели всю жизнь рисовать гипсы и яблоки в тряпках, чтоб называться «Настоящим Художником»?
Видимо, этот вопрос и лелеет каждый «Свободный Художник Без Знаний». Это наверное, его козырь для оправдания своего «творческого самовыражения». Надо же чем-то солидным прикрыть свою зияющую черную дыру, свою бездну незнаний. Наверное, им кажется, что чем меньше знаешь – тем крепче спишь…ой, простите, тем лучше рисуешь )))
И тут козырь есть у меня: узнав все правила, наконец и наступает время жонглировать ими, и творить по-настоящему! Ты не привязан ни к какой теме, ни к какой технике или приёмам, ты знаешь что такое композиция и тональная выразительность, ты овладел всеми техническими навыками и можешь делать что угодно! Воплощать любые свои задумки. Свобода там, где знания. А можно ли эти знания получить без образования? Или художником можно называться только если у тебя есть корочка, желательно красная? Хорошие у вас вопросы возникли... :)
Не зная азбуку не составишь слова
Можно ли быть художником если у тебя нет об этом справки?
Или как получить академическое образование альтернативным методом?
10 способов как это сделать … Шучу, можно знать один способ, по прийти к нему десятьми путями:
Всё просто: помимо пустой траты проведенного времени в специальных и высших учебных образовательных организациях можно найти опытного, толкового наставника, действующего художника, который обучает индивидуально. По опыту своих родителей могу сказать, что взрослые люди, которые приходили учиться к ним в мастерскую, добились огромного прогресса, рисуют профессиональные картины, продают их и понимают истинную красоту живописи и ценность искусства в целом. Сейчас и я занимаюсь тем же самым делом – у меня появилась своя студия, где учатся взрослые люди простым азам академизма. Да, это сложно. Они за свои 1.5 часа пыхтят, вздыхают и даже всхлипывают. Рост возникает именно там, где есть преодоления препятствий, где ты осознаешь что трудно. И трудно именно потому, что это что-то новое, непонятное. А если тебе просто приятно и весело, это тоже прекрасно! Но это развлечение, и ради одного раза.
Ну что же, надеюсь мы разобрались с тем, что не надо заново придумывать велосипед. Просто пользуйся пластом знаний и получай результат.
Спасибо за прочтение, пишите Ваши комментарии, ставьте лайки, дизлайки и, конечно же, подписывайтесь!