Эта история произошла на днях. Сначала голые факты.
Факт первый, историко-инженерный
Волею судеб я долго и счастливо живу в красивом старинном доме постройки конца девятнадцатого века. Дом шестиэтажный и даже имеет лифт производства знаменитой фирмы из четырёх букв.
В силу конструктивных особенностей здания лифт у нас особенный, с ручным открыванием дверей. Иногда гости не могут им воспользоваться, так как честно не понимают, что двери лифта не автоматические.
А ещё он особенный свои размером. Комфортно в нем помещается один человек. Вдвоём может проехать влюбленная пара, втроём – только очень крепкая и дружная семья, страдающая дефицитом массы тела. То есть, коллективное пользование с соседями исключено полностью. Живая очередь у лифта образуется нечасто, но иногда пару-тройку минут подождать приходится.
Факт второй, соседо-бытовой
Пару лет назад на верхнем этаже у нас поселилась новая семья. Большая дружная семья представителя какого-то из силовых ведомств на пенсии. Представитель приехал в исторический центр нашего замечательного города с узкими улочками и ещё более узкими дворами на автомобиле типа сельский пикап для перевозки отходов жизнедеятельности парнокопытных, чем создал массу проблем с парковкой для остальных, но сейчас речь не об этом. Так, штрих к портрету.
У представителя оказалась многодетная семья, о чем жильцы парадной лестницы узнали по многочисленным объявлениям, расклеенным по стенам лестничных клеток. Соседям предписывалось соблюдать режим сна и отдыха, не открывать летом окна, не разговаривать громко и даже не жарить картошку, а то запах с чужой кухни на третьем этаже почему-то затягивает именно в детскую комнату на шестом, изощрённо избегая других помещений парадной. Все эти листы офисной бумаги формата А4 были подписаны «мама Эльвира и трое деток». Пенсионер-силовик своё имя профессионально не раскрывал.
Пропустите, я с ребёнком!
Захожу это я в свою парадную с довольно объёмной и тяжелой сумкой, нажимаю кнопку вызова лифта и жду, когда старина подъемник доберётся с последнего этажа на первый. Лифт не успевает спуститься, как в парадную заходит та самая Эльвира с одним из своих детей. Ребёнку лет 6, а то и больше, он вполне здоров, бодр и передвигается на своих ногах. С восторгом в глазах Эльвира сообщает дитю:
– О, лифт сейчас приедет.
Я приветливо здороваюсь с соседями, лифт лязгает своими железными мускулами, сообщая о прибытии, я протягиваю свободную руку к дверям и слышу возмущенное:
– Пропустите! Вы что, не видите, я с ребёнком!
Я ещё мирно пытаюсь договориться:
– Но я же подошла первой, вам с ребёнком придётся подождать.
Ребёнок уверенно лезет в приоткрытую дверь лифта, его мать орёт на меня:
– Как вам не стыдно, я многодетная мать, вы обязаны меня пропустить, я тороплюсь!
– А я нет, - отвечаю я, поставив свою объёмную сумку между дверью лифта, ребенком и его многодетной мамой.
Поэтому сейчас вы будете слушать лекцию о правилах поведения в многоквартирном доме, правилах пользования лифтом, воспитании детей, умении здороваться с соседями, а также об уважении к старшим по возрасту.
Мальчик что-то понимает раньше своей мамы и благоразумно отходит от дверей лифта со словами «Здравствуйте!». Я радостно обращаюсь к нему – «Какой воспитанный ребёнок!». И захожу в несчастный лифт.
Напоследок я приберегла свой самый главный козырь.
– А сколько у вас детей?, - обращаюсь я к маме Эльвире, прекрасно зная ответ.
– Трое! - с вызовом отвечает мне возмущённая женщина.
– А у меня четверо! Я круче, - лифт уносит меня ввысь...
Ситуация не стоит выеденного яйца. Я, несмотря на тяжёлую сумку и пенсионный возраст, легко бы пропустила вперёд кого угодно. Если бы услышала вежливую просьбу – «здравствуйте, извините, пожалуйста». Те самые волшебные слова, которым мы учим детей с самого раннего возраста.
Но когда мне тупо хамят, да ещё и со знаменем многодетности над головой, я включаю «злобную старушку». Кстати, тоже вполне себе многодетную.