Не секрет, что ЗАЗ 968 "Запорожец" является представителем так называемых двухдверных седанов. И наверняка многие задавались вопросом, глядя на его пропорции: что мешало советским инженерам сделать его четырёхдверным?
То, что здесь изображено - это вовсе не опытный экземпляр Запорожца с четырьмя дверями, и даже не тюнинг от гаражных умельцев. Это всего лишь обработка фото в графическом редакторе: заднюю дверь просто дорисовали. Причём даже не стали заморачиваться с окном, просто чтобы было наглядно, как бы мог выглядеть ЗАЗ 968 "четырёхдверка".
А началось всё с того, что 965-я модель Запорожца уже порядком подустарела, и на Запорожском автозаводе решили выпустить в серию 966-ю,а после и 968-ю модели. И отсюда возник вполне закономерный вопрос: с кого будем срисовывать?
Этот вопрос у советских автопроизводителей возникал довольно часто, потому что сами они ничего придумать не решались, и поэтому копировали в основном восточноевропейские автомобили.
Вот, полюбуйтесь на этот восточногерманский малолитражный автомобиль NSU Prinz 4. И он подозрительно сильно напоминает советский ЗАЗ 968. Его начали производить в 1961 году, а закончили в 1973. Что же касается Запорожца 968, то его начали производить с 1971 года. Получается, что советские дизайнеры скопировали облик авто 10-летней давности.
Однако длина этого восточногерманского Принца составляла всего лишь 3440 мм. И на ЗАЗе посчитали её недостаточной. Было принято решение увеличить длину. И отсюда возник всё тот же вопрос: с кого будем срисовывать?
В этот момент Запорожцестроителям попалась на глаза чехословацкая Шкода 100. Она выпускалась с 1969 года и была не такой уж старой. Её передняя часть практически полностью и без изменений перешла в том числе и на "морду лица" ЗАЗ 968М.
Длина этой сотой Шкоды составляла 4155 мм. И таким образом путём частичного сложения дизайнов этих двух автомобилей из так называемого дружественного нам блока стран получился ЗАЗ 968 и все три его модификации.
Но в процессе его разработки возник ещё один вопрос: какой делать его длину?
И тут советские инженеры проявили чудеса арифметики: они сложили длину Принца и Шкоды, а потом поделили получившийся результат пополам. Получилось 3797 мм. Именно на эту длину они и ориентировались.
В конечном итоге длина Запорожца составила 3730 мм, что немного не дотягивало до среднего арифметического между двумя машинами, дизайн которых был взят за основу. И когда с длиной на ЗАЗе определились, то встал очередной вопрос: сколько дверей будет иметь новая 968-я модель?
К слову, белый Запорожец, что на фото выше, это тоже результат обработки фото в графическом редакторе.
В результате долгих раздумий и бесчисленных согласований было принято решение сделать Запорожец больше похожим на NSU Prinz 4, а не на Skoda 100. Его длину посчитали недостаточной для оснащения кузова двумя задними дверьми.
Хотя наши рисунки показывают, что эти задние двери весьма неплохо туда встают, и Запорожец мог бы быть четырёхдверным седаном.