Найти тему
Культурный Петербург

СТРАННАЯ ПОЕЗДКА К МОРЮ, ИЛИ ФИНСКИЙ ВЗГЛЯД НА РОССИЮ

Картина финского режиссера Юхо Куосманена «Купе № 6» получила на последнем Каннском кинофестивале второй по значимости приз – Гран-при жюри. Она была выдвинута от наших соседей на премию «Оскар», попала в первый шорт-лист и пользуется популярностью в Европе, ибо вместе с финнами в ее создании существенно участвовали Россия, Германия и Эстония. Не говоря уже о том, что все видевшие ленту рецензенты наперебой расхваливали нашего Юру Борисова, сыгравшего в этом фильме главную мужскую роль. Все эти обстоятельства не могли не повоздействовать на душу критика, склоняя его к просмотру означенного кино.

И вот просмотр состоялся. Сразу повеяло с экрана модными ЛГБТ флюидами, когда простоватая финка по имени Лаура (Сейди Хаарла) пытается стать своей в российской богемной тусовки, а в результате становится жертвой сексуальных притязаний пресыщенной столичной интеллектуалки. И, как утверждает аннотация к фильму, Лаура бежит от этой любви. Бежит строго на север. Точнее, усаживается в вагон поезда Москва-Мурманск, чтобы добраться на край света и увидеть зачем-то какие-то старые-престарые петроглифы. Ее место – на верхней полке в купе номер шесть. А на нижней полке оказывается некий парень Леха, явно не знающий ничего ни про петроглифы, ни про любовь женщины к женщине. Зато все это очень хорошо знает соотечественница Лауры – писательница Роса Ликсом, чей одноименный роман и лег в основу сценария картины, где и была развита тема поиска женщиной самой себя и своей необычной любви.

Вы уже догадались, что далее нам будет рассказана о сближении двух попутчиков в купе на протяжении всего маршрута до Мурманска. И вот здесь начинаются странности, упрек в отношении которых я бы отнес, прежде всего, к представителям славного кинематографа Финляндии. Однако доля вины ложится и на российскую сторону (тем более, что ее представляли по преимуществу петербуржцы). Любой житель города на Неве знает, что нынче поезда из Москвы в Мурманск приходят а Ладожский вокзал, а никак не на Витебский, как это мы видим в фильме. И никакой поезд не стоит в Петразаводске целые сутки. Такой неправдоподобный вымысел дает режиссеру возможность снять развернутый эпизод алкогольных приключений парочки соседей по купе номер 6 в столице Карелии. Ну, и сам поезд до Мурманска никак не катится по рельсам так долго, как это показано в фильме господина Куосманена. И уж совсем странно, когда состав киематографического поезда меняется из эпизода в эпизод, в результате чего Лаура и Леха оказываются почему-то в последнем вагоне.

Впрочем, некоторые странности сюжета, быть может, можно объяснить зрителям для самих себя тем, что действие фильма явно происходит где-то в середине 1990-х годов, когда жизнь в нашей стране была отнюдь не сахар, а туристические маршруты пролагались исключительно в заграничном направлении. При этом наша реальность снята достаточно корректно, а в ряде случаев визуально превосходит своей «картинкой» те же северные пейзажи «Левиафана», который снимался в тех же местах, что и нынче – «Купе № 6».

Однако глаз почему-то постоянно цеплялся за какие-то детали, вызывающие вопросы. Например, о том, почему Лаура отправляется на север зимой, когда доехать до желанного места практически невозможно? И зачем она бегает по скалистому побережью Баренцева моря в расстегнутой зимней куртке и без шапки? Все эти визуальные детали-закорючки выбивали мое внимание из плавного ритма движения сюжета, в котором необязательная логичность поступков некоторых персонажей компенсировалась игрой российско-финского мужского-женского дуэта. Юра Борисов в очередной раз потвердил собственную репутацию серьезного актера, умеющего попадать в любой жанр и оправдать любую условность сюжетосложения. И это было особенно заметно на фоне немного сумбурной и невнятной игры Сейди Хаарла, которая слишком поверила режиссеру в его желании превратить историю об обретении героиней сексуальной самоидентификации в результате поездки на север в этакую трэвел-мелодраму. И уже окончательно меня расстроила история о том, что режиссер нам так и не показал: нашла ли Лаура свои петроглифы, или же нет. От этого многое зависит в понимании финала картины, когда героиня все же расстается с Лехой, активно помогавшим ей осуществить ее мечту.

Одним словом, фильм «Купе № 6» не то, чтобы разочаровал в несбывшихся ожиданиях. Но и не очаровал своей атмосферой, в которой внимательный взгляд слегка занудного критика обнаружил слишком много несоответствий и странностей. Особенно с учетом того, что действие картины разворачивается на просторах нашего Отечества. Хотя бы и в недалеком прошлом. Зато он вновь потвердил европейский уровень российской актерской школы. А по сему скажем: фильм стоило посмотреть хотя бы и ради такого сладостного чувства эстетического превосходства.

Сергей Ильченко

#обзор на фильм #рецензия на фильм #юхо коусманен #юрий борисов