Найти тему
Татьяна Безручко

Шаманское путешествие Эльзы

Все знают, что в основу первой части "Холодного сердца" легла "Снежная королева" Андерсена. Правда, сценаристы настолько вольно обошлись с первоисточником, что тут скорее уместно говорить о фантазии на заданную тему.

А вот со второй частью всё несколько сложнее. Внешне обычный диснеевских мюзикл. И только у любителей слушать этнографические лекции челюсть падает вниз при просмотре. Ибо этот мультик просто нашпигован совершенно конкретными и узнаваемыми образами и подтекстами, которые в такой концентрации просто не могли там оказаться случайно. Большое спасибо сценаристам, которые выдали такой микс мистических представлений разных народов под обложкой стандартного диснеевского мульта.

А теперь давайте разбирать сюжет с точки зрения этнографа.

Для начала вспомним, что Эльза имеет врождённые магические способности, и вокруг этого, по сути, закручивается сюжет первой части.

Сюжет второй части целиком и полностью посвящён инициации юной волшебницы, и происходит именно так, как принято в легендах различных народов по всему миру.

Начнём с того, что наша волшебница является скорее жертвой своего дара. Она обычная молодая девушка, которой вся эта магия скорее просто мешает нормально жить. Её вполне устраивает всём этим на уровне "удаётся не причинять вред окружающим", и дальше она ничего с этим делать не собирается.

И тогда происходит то, с чего начинаются абсолютно всё шаманские путешествия во всех легендах по всему миру. Её зовут духи.

Дух матери поёт песню зова, но до Эльзы не доходит. Тогда прилетают духи стихий.
Дух матери поёт песню зова, но до Эльзы не доходит. Тогда прилетают духи стихий.

И Эльза поступает так, как поступает классический начинающий шаман. Она изо всех сил старается этот зов игнорировать.

Тогда духи делают так, чтобы дальше она не смогла их игнорировать, разносят к чертям собачьим половину города и выгоняют горожан из домов.

Эльза отправляется в зачарованный лес, чтобы узнать правду о своих предках и остановить весь этот мистический карнавал. Собственно, образ лесной поляны, где у костра сидят все предки, которые были в роду человека, есть в сказаниях практически у всех народов.

Очень красиво нарисованный мистический лес.
Очень красиво нарисованный мистический лес.

И как-то обычно понятно, что речь идёт о поляне, которая находится в мире мёртвых, куда так просто не добраться, герой сначала должен доказать, что он достоин. Эльза доказывает, пройдя инициацию-испытание. Она сумела побороть и приручить духов четырёх стихий - ветер, огонь, воду и землю.

Эльза приручает стихию воды.
Эльза приручает стихию воды.

Теперь ей предстоит вступить в волшебную реку, которая хранит память о мёртвых и живых. Это уже образ, который знаком любому мало-мальски образованному человеку, потому что подобная река есть вообще у всех народов. Это Лета, Стикс. Это река Смородина из наших былин. Эльза уходит туда, узнаёт правду, но ей не хватает сил вернуться.

Эльза скована льдом волшебной реки
Эльза скована льдом волшебной реки

И что же тогда происходит? Опять же, то, что происходит в сотнях древних сказаний. И то, чем руководствуются современные шаманы Бурятии, когда выбирают в качестве ассистента на обряды непременно человека, у которого есть братья или сестры. Потому что заблудившегося в мире мёртвых может вытащить только кровный родственник. Что, собственно, Анна и делает.

Эльза, которая в полной мере теперь овладела своим даром, спасает город, а затем без тени колебаний отдаёт его Анне, а сама уходит жить туда, где может в полноценно реализовать свои способности. Ну, естественно, с сестрой дружит и приезжает раз в неделю на партию в бридж. Она, в конце концов, инициированная колдунья и шаманка, а не дикарь какой-то, чего ей людей сторониться.

Вот такой милый детский мультик. И, конечно, песни там очень красивые :)