Найти тему

Не важно, как называется программа, — главное, чтобы нас радовал результат

Информация, что в первых числах января Правительство Российской Федерации досрочно прекратило реализацию Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2025 года», заменив её государственной программой с аналогичным названием, наделала много шума среди тех, кому платят за негатив в адрес российского Крыма. Версии случившегося выдвигались в основном двух типов: от «всё, ребята, не будет вам денежек и особого отношения» до «федеральная власть больше крымчанам не доверяет, они всё провалили». Абсурд, конечно, и мало кто из нас, путешествуя по любимому полуострову и отдыхая за праздничным столом, вообще обратил внимание на странную дискуссию. Между тем разобраться стоит — вовсе не потому, что «всё плохо», а скорее потому, что хорошо.

В постановлении правительства страны говорится, что с момента запуска крымской ФЦП двум регионам удалось достичь успехов в развитии региональной экономики и строительстве важнейших инфраструктурных объектов. Это и Крымский мост, и федеральная трасса «Таврида», новый терминал аэропорта «Симферополь», две мощные электростанции. Средняя зарплата в РК выросла с 22,4 тысячи рублей в 2015 году до 34,2 в 2020-м. За счёт режима свободной экономической зоны привлечено 206 миллиардов рублей инвестиций, в том числе 130 миллиардов капитальных вложений.

При этом Республика Крым и Севастополь по-прежнему относятся к прио­­ритетным геостратегическим территориям России. Главная цель их развития — преодоление социально-экономического отставания полу­острова и доведение качества жизни крымчан до среднероссийского уровня. Только в рамках туристических кластеров планируется построить 41 новый объект. Создание комфортной и доступной для туризма среды позволит регионам принимать до 11 миллионов отдыхающих в год. Население РК и Севастополя возрастёт к 2025 году до 2,549 миллиона человек, а инвестиции — до 142,9 тысячи рублей на душу населения.

Ответственность за своевременное финансирование мероприятий обновлённой госпрограммы, а также за их реализацию возлагается на органы исполнительной власти РК и Севастополя. При этом Кабмин поручил обеспечить исполнение всех контрактов, договоров и соглашений, уже заключённых в рамках ФЦП.

«Это усиление контроля, — отметил в своём комментарии одному из изданий председатель Общественной палаты РК, политолог Александр Форманчук. — У нас будет ещё достаточно объёмов, которые будут работать на Крым, как и все эти годы. Просто любая программа требует совершенствования. В данном случае речь идёт о совершенствовании системы выделения средств, их прохождения и контроля, и это нужно только приветствовать».

Мы, в свою очередь, обратились за разъяснениями к председателю Комитета по законодательству Государственного Совета республики Сергею Трофимову.

С. Трофимов
С. Трофимов

— Государственная программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» — вовсе не новая идея, она принята ещё 30 января 2019 года, и Федеральная целевая программа была фактически её частью, не более, — напомнил парламентарий. — Нужно иметь в виду, что гос­программа имеет более масштабный характер и предусматривает ряд дополнительных инструментов, которых нет в ФЦП. В ней прописаны конкретные цели и задачи, сроки и мини­терства, которые будут ответственны за реа­­лизацию тех или иных мероприятий и достижение целевых показателей. Во главу угла ставятся именно целевые показатели. Нужно, чтобы каждый человек почувствовал улучшение собственной жизни, чтобы они происходили у каждого дома, во дворе — дорогу отремонтировали, восстановили тротуар, появилось освещение. Это именно то, что интересует человека. Причём жителям наших городов и сёл не особо важно, откуда берутся деньги на улучшения — из федерального бюджета, республиканского или местного.

Нынешнее переформатирование программы развития гарантирует дополнительную поддержку со стороны федеральных органов власти и связано с изменениями, внесёнными в прошлом году в Конституцию РФ. Они, в частности, предполагают единство публичной власти: если раньше она делилась на три составляющие — федеральную, субъектовую и органы местного самоуправления, то сейчас всё завязано в единую систему. То есть финансовую поддержку можно оказывать непосредственно с федерального уровня вплоть до конкретного муниципалитета. Такой подход позволяет тратить бюджетные средства на реализацию конкретных ожиданий людей и прямо согласуется с принципами и задачами Народной программы, которую приняла партия «Единая Россия». Обратите внимание, кто больше всех общается с населением? Это депутаты органов законодательной власти и местного самоуправления, получившие мандат доверия от граждан. И выполняют они не чужие запросы и ожидания, а то, что действительно беспокоит людей. Именно единство и взаимо­связь различных ветвей и уровней власти позволяют достигать повышения качества жизни конкретного человека.

Чтобы Крым мог принять 11 млн туристов...
Чтобы Крым мог принять 11 млн туристов...

У ФЦП подход к финансированию был несколько иным. Существовал определённый объём — 1 триллион 370 миллиардов рублей, базовые задачи по строительству крупных инфраструктурных объектов, и ресурс, который отдавался на то или иное направление по ведомствам. Каждое министерство подбирало объекты для финансирования — кто принёс проект, со всей проектно-сметной документацией и государственной экспертизой, тот включался в перечень. При этом в меньшей степени смотрели, какие цели будут реализованы и какие целевые показатели достигнуты. Сейчас, допустим, у нас есть задача — привлечь в Крым 11 миллионов туристов. Для этого нужно благоустроить такую-то территорию, создать дорожно-транспортную инфраструктуру, пр. Вот под это и будет выделяться финансирование, чтобы, потратив деньги, получить конкретный результат.

Это не отменяет подготовку проектов, но надо иметь в виду, что по госпрограмме возможно выделение финансирования, в том числе на подготовку проектно-сметной документации и прохождение госэкспертизы, если мероприятие направлено на достижение соответствующих целевых показателей. Для муниципалитетов такая дополнительная поддержка очень важна, ведь даже далеко не каждый город в состоянии найти средства на подготовку документов по всем проблемным вопросам, беспокоящим граждан. Новый формат взаимодействия будет эффективнее и, кроме того, даст возможность лучше отследить, сколько средств было потрачено в ходе реализации проекта на каждом этапе.

...надо благоустраивать курортные территории
...надо благоустраивать курортные территории

Стоит особо подчеркнуть, что для тех объектов, договоры по которым уже заключены, ничего пересматривать не нужно, начатое будет доведено до логического завершения. И не важно, как будет называться программа по развитию Крыма, — самое главное, какой будет результат. И денег меньше не станет — наоборот, их станет больше, пока — на 200 миллиардов в плюс к исходной цифре 1,37 триллиона. Более того, убрав из документа срок действия и поставив во главу угла достижение целей, можно предположить, что итоговая величина финансирования по линии федерального бюджета не ограничится — если будет необходимо добавить средств, это не составит никакой сложности.

Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Фото из архива редакции