Информация, что в первых числах января Правительство Российской Федерации досрочно прекратило реализацию Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2025 года», заменив её государственной программой с аналогичным названием, наделала много шума среди тех, кому платят за негатив в адрес российского Крыма. Версии случившегося выдвигались в основном двух типов: от «всё, ребята, не будет вам денежек и особого отношения» до «федеральная власть больше крымчанам не доверяет, они всё провалили». Абсурд, конечно, и мало кто из нас, путешествуя по любимому полуострову и отдыхая за праздничным столом, вообще обратил внимание на странную дискуссию. Между тем разобраться стоит — вовсе не потому, что «всё плохо», а скорее потому, что хорошо.
В постановлении правительства страны говорится, что с момента запуска крымской ФЦП двум регионам удалось достичь успехов в развитии региональной экономики и строительстве важнейших инфраструктурных объектов. Это и Крымский мост, и федеральная трасса «Таврида», новый терминал аэропорта «Симферополь», две мощные электростанции. Средняя зарплата в РК выросла с 22,4 тысячи рублей в 2015 году до 34,2 в 2020-м. За счёт режима свободной экономической зоны привлечено 206 миллиардов рублей инвестиций, в том числе 130 миллиардов капитальных вложений.
При этом Республика Крым и Севастополь по-прежнему относятся к приоритетным геостратегическим территориям России. Главная цель их развития — преодоление социально-экономического отставания полуострова и доведение качества жизни крымчан до среднероссийского уровня. Только в рамках туристических кластеров планируется построить 41 новый объект. Создание комфортной и доступной для туризма среды позволит регионам принимать до 11 миллионов отдыхающих в год. Население РК и Севастополя возрастёт к 2025 году до 2,549 миллиона человек, а инвестиции — до 142,9 тысячи рублей на душу населения.
Ответственность за своевременное финансирование мероприятий обновлённой госпрограммы, а также за их реализацию возлагается на органы исполнительной власти РК и Севастополя. При этом Кабмин поручил обеспечить исполнение всех контрактов, договоров и соглашений, уже заключённых в рамках ФЦП.
«Это усиление контроля, — отметил в своём комментарии одному из изданий председатель Общественной палаты РК, политолог Александр Форманчук. — У нас будет ещё достаточно объёмов, которые будут работать на Крым, как и все эти годы. Просто любая программа требует совершенствования. В данном случае речь идёт о совершенствовании системы выделения средств, их прохождения и контроля, и это нужно только приветствовать».
Мы, в свою очередь, обратились за разъяснениями к председателю Комитета по законодательству Государственного Совета республики Сергею Трофимову.
— Государственная программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» — вовсе не новая идея, она принята ещё 30 января 2019 года, и Федеральная целевая программа была фактически её частью, не более, — напомнил парламентарий. — Нужно иметь в виду, что госпрограмма имеет более масштабный характер и предусматривает ряд дополнительных инструментов, которых нет в ФЦП. В ней прописаны конкретные цели и задачи, сроки и минитерства, которые будут ответственны за реализацию тех или иных мероприятий и достижение целевых показателей. Во главу угла ставятся именно целевые показатели. Нужно, чтобы каждый человек почувствовал улучшение собственной жизни, чтобы они происходили у каждого дома, во дворе — дорогу отремонтировали, восстановили тротуар, появилось освещение. Это именно то, что интересует человека. Причём жителям наших городов и сёл не особо важно, откуда берутся деньги на улучшения — из федерального бюджета, республиканского или местного.
Нынешнее переформатирование программы развития гарантирует дополнительную поддержку со стороны федеральных органов власти и связано с изменениями, внесёнными в прошлом году в Конституцию РФ. Они, в частности, предполагают единство публичной власти: если раньше она делилась на три составляющие — федеральную, субъектовую и органы местного самоуправления, то сейчас всё завязано в единую систему. То есть финансовую поддержку можно оказывать непосредственно с федерального уровня вплоть до конкретного муниципалитета. Такой подход позволяет тратить бюджетные средства на реализацию конкретных ожиданий людей и прямо согласуется с принципами и задачами Народной программы, которую приняла партия «Единая Россия». Обратите внимание, кто больше всех общается с населением? Это депутаты органов законодательной власти и местного самоуправления, получившие мандат доверия от граждан. И выполняют они не чужие запросы и ожидания, а то, что действительно беспокоит людей. Именно единство и взаимосвязь различных ветвей и уровней власти позволяют достигать повышения качества жизни конкретного человека.
У ФЦП подход к финансированию был несколько иным. Существовал определённый объём — 1 триллион 370 миллиардов рублей, базовые задачи по строительству крупных инфраструктурных объектов, и ресурс, который отдавался на то или иное направление по ведомствам. Каждое министерство подбирало объекты для финансирования — кто принёс проект, со всей проектно-сметной документацией и государственной экспертизой, тот включался в перечень. При этом в меньшей степени смотрели, какие цели будут реализованы и какие целевые показатели достигнуты. Сейчас, допустим, у нас есть задача — привлечь в Крым 11 миллионов туристов. Для этого нужно благоустроить такую-то территорию, создать дорожно-транспортную инфраструктуру, пр. Вот под это и будет выделяться финансирование, чтобы, потратив деньги, получить конкретный результат.
Это не отменяет подготовку проектов, но надо иметь в виду, что по госпрограмме возможно выделение финансирования, в том числе на подготовку проектно-сметной документации и прохождение госэкспертизы, если мероприятие направлено на достижение соответствующих целевых показателей. Для муниципалитетов такая дополнительная поддержка очень важна, ведь даже далеко не каждый город в состоянии найти средства на подготовку документов по всем проблемным вопросам, беспокоящим граждан. Новый формат взаимодействия будет эффективнее и, кроме того, даст возможность лучше отследить, сколько средств было потрачено в ходе реализации проекта на каждом этапе.
Стоит особо подчеркнуть, что для тех объектов, договоры по которым уже заключены, ничего пересматривать не нужно, начатое будет доведено до логического завершения. И не важно, как будет называться программа по развитию Крыма, — самое главное, какой будет результат. И денег меньше не станет — наоборот, их станет больше, пока — на 200 миллиардов в плюс к исходной цифре 1,37 триллиона. Более того, убрав из документа срок действия и поставив во главу угла достижение целей, можно предположить, что итоговая величина финансирования по линии федерального бюджета не ограничится — если будет необходимо добавить средств, это не составит никакой сложности.
Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Фото из архива редакции