Найти тему
280,8K подписчиков

Первая собака-кинозвезда

234 прочитали

28 декабря отмечается международный день кино, являющегося, по словам классика, важнейшим из всех искусств. Для нас, зрителей, самые главные люди в нём - актёры-кинозвёзды. Хотя стоп, почему же только люди? Очень скоро появилась и первая кинозвезда-собака. И да, разумеется, это была колли. Но нет, тут вы не угадали, это была не Ласси, которая возвращается домой, сегодняшняя история началась намного раньше. Наш герой - легендарный Ровер, профессиональный спасатель детей!

Итак, леди и джентльмены, проходите в наш кинозал и устраивайтесь поудобнее, пока киномеханик заправляет плёнку, а тапёр разминает пальцы. Сегодня, 3 июля 1905 года, у нас премьера - "Спасенная Ровером" ("Rescued by Rover")! Это - напряжённая криминальная драма, повествующая о похищении младенца. Отважному и сообразительному псу Роверу приходится брать расследование в свои... гм... лапы, и, найдя ребёнка, вести к нему на помощь хозяина.

Режиссёр, художник по декорациям и исполнитель роли отца младенца - Сесил Хэпуорт (Cecil Hepworth), сценарист и исполнитель роли матери - его жена, Маргарет Хэпуорт, в роли ребёнка снялась их дочь, Барбара, а главной звездой, Ровером, стала их же собака, Блэр (Blair). Такой вот семейный подряд. В качестве режиссёра упоминается также Lewin Fitzhamon.

Лента имела оглушительный успех, в том числе коммерческий. При бюджете в 7 фунтов, 13 шиллингов и 6 пенсов (фильм считается одной из самых низкобюджетных игровых лент в истории) было продано порядка 400 копий по цене 8 фунтов за каждую, фильм пришлось дважды переснимать из-за износа мастер-плёнок при копировании. Лента продержалась в прокате пять лет, вероятно, до полного истирания плёнок. Собачья кличка "Ровер" стала одной из самых популярных в англоязычном мире. Также впервые в индустрии были выплачены гонорары актёрам (исполнители ролей воровки и солдата получили по полгинеи). Опять-таки впервые использовались новаторские методы работы со структурой фильма и с монтажом, ставшие впоследствии общепринятыми. В англоязычной википедии я обнаружил мнение, что этот фильм "знаменует собой ключевой этап в развитии медиа от забавной новинки до седьмого искусства" и, "это возможно, единственный момент в истории кинематографа, когда британское кино возглавляло мир»*. Вот так вот - громко и пафосно, но фильм для кинематографа действительно важный.

Оценивая ленту, нужно иметь в виду, что со времени первых сеансов братьев Люмьер прошло меньше десяти лет, синематограф уже, конечно, ушёл от ''Политого поливальщика'' и ''Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота", но не слишком далеко. Пока он ещё только ищет свои уникальные приёмы и формы, фильмы имеют хронометраж в несколько минут, примитивный сюжет (хотя, если сравнивать с "мыльными операми"...) и актёрскую игру на уровне театра масок. До лучших образцов немого кино вроде "Огней большого города", где отточен и выверен каждый жест, или "Метрополиса", вызывающего уважение своей монументальностью и сегодня, ещё очень, очень далеко.

В 1908 году Хэпуорт и Lewin Fitzhamon сняли сиквел этой же истории, "Собака одурачила похитителя" ("The Dog Outwits the Kidnapper"), приключенческий фильм с погоней и передовыми спецэффектами (автомобиль, "мчащийся" под "управлением" пса, это, знаете ли, для того времени было круче взрывающегося вертолета!). Опытный Ровер, попав в уже знакомую ситуацию, проводит спасательную операцию самостоятельно, без привлечения глупых и беспомощных двуногих.

Это были не первые и не единственные фильмы с участием Блэра. Так, в 1903-м году он появился в ленте Хэпуорта "Алиса в стране чудес" ("Alice in Wonderland"), в 1907-м – в "Глупом благоразумии" ("Dumb Sagacity") режиссёра Lewin Fitzhamon, однако эти картины не оставили после себя такого следа.

В общем, приятного просмотра. Приведённые ленты интересны как образцы раннего немого кино, а для любителя породы это ещё и возможность вживую в течение нескольких минут смотреть на то, какими были
#колли 116 лет назад.

Автор -
Олесь Гугля