Темный зимний предновогодний вечер, Екатеринбург, 2000-е.
Инопланетянин Игорь останавливает троллейбус, заходит в него и говорит:
- Спокойно, уважаемые граждане, всем оставаться на своих местах. Это спецоперация ФСБ. Мне нужен гражданин Петров!
И проходит вглубь салона к прислонившемуся в гриппозном бреду к поручню главному герою фильма - Петрову.
- Здорово, Петров, а я за тобой. - Приятели обрадовано здороваются.
Начинается психоделическое роуд-муви, нуарная одиссея русского логоса. Инопланетный Игорь садит Петрова в салон газели-катафалка с гробом (внутри покойник!) и под песню "Гражданской обороны" "Отряд не заметил потери бойца" они допивают водку и едут в продовольственный за добавкой.
Это начало новейшего художественного фильма Кирилла Серебренникова "Петровы в гриппе", снятого по одноименному роману Алексея Сальникова.
Фильм получился космически фейеричен и бурлескно калейдоскопичен. В стиле Киры Муратовой и Квентина Тарантино. По жанру абсурдистская трагикомедия.
Надо сразу же предупредить тех, кто ещё не смотрел этот фильм, что КРАЙНЕ ВАЖНО сначала прочитать книгу. Иначе все будет восприниматься вычурным ризомным бредом.
На самом деле, и в книге Сальникова, и в фильме Серебренникова есть очень стройная сюжетная канва, система образов и своя поэтика.
Фильм рассказывает о нескольких днях жизни автослесаря Петрова и его семьи в постсоветском Екатеринбурге накануне Нового года. Все герои начинают болеть гриппом, и реальная жизнь смешивается с их галлюцинациями и воспоминаниями.
На мой взгляд, фильм получился великолепной интерактивной иллюстрацией романа, этаким психоделическим клипом книги. Получилась мощная фантасмагорическая метафора нашего современно-российского тут-бытия.
Надо оговориться, что, безусловно, книга и фильм "Петровы в гриппе" разительно отличаются. Это сравнение, думаю, достойно отдельной статьи. Но как мощный клип книги, колоритная её видеоиллюстрация работа К. Серебренникова вполне себе может восприниматься. На мой взгляд, как очень качественная видеоиллюстрация.
Можно сравнить и книгу, и фильм "Петровы в гриппе" с книгой и фильмом "Географ глобус пропил". Удивительная преемственность прослеживается. Ебург/Пермь как миф, как болотный туман, транслирующий художественные образы нашей сегодняшней жизни. Подозреваю, что А. Сальников в прямом смысле ориентировался на роман старшего коллеги по цеху.
Надо отдать должное, экранизация "Географа" стала пронзительным киношедевром, лучшим российским фильмом за последние 30 лет. Серебренников прекрасен, но фильм Велединского - это прорыв всех чакр! Как я писал, Велединский и ко сами не поняли, какое мощное художественное произведение создали.
Кастинг Серебренникова идеален. Автослесаря Петрова играет Семён Серзин в гриме под писателя Сальникова. Очень, на мой взгляд, подходящий типаж. Инопланетного Харона - Игоря - исполняет Юрий Колокольников. Образ Гайзенберга без лица хорош. В роли жены Петрова - Чулпан Хаматова. Пять баллов. Так же прекрасно себя показывают Иван Дорн, Юлия Пересильд, Тимофей Трибунцев, Варвара Шныкова и особенно рэпер Хаски в роли трупа.
Хотел отдельно отметить музыку в фильме. Прочитав две книги А. Сальникова, я подумал, что он прошел как-то мимо культовой рок-музыки, которая, собственно, и составляла главное образование нашего (я ровесник Алексея) поколения. В его романах не хватает какого-то лирического панк-рока, концептуальной надрывной музыки, будь то Башлачев или Джим Моррисон. Не знаю, как это ощущение точнее передать. В его книгах, наверное, не интеллектуальные герои.
Так вот, Кирилл Серебренников, похоже, тоже это почувствовал и устранил этот недочёт.
Саундтрек к фильму ложится на сценарий очень органично.
Надо отметить, что структура сюжета и у фильма, и у книги не линейна. Хронологическое повествование нарезано на куски и перемешано. Как в фильме Pulp fiction. Поэтому и читателю, и кинозрителю приходится несколько напрячь мозг, чтобы собрать эти осколки зеркала воедино. Эта головоломность как раз мне особенно понравилась.
Из минусов бы отметил, что некоторые декорации выглядят слишком театральными (сказывается, что К. Серебренников - главным образом театральный режиссер) и в некоторых местах фильма абсурдность происходящего доведена до буффонады. Может, так и надо, но "Географ" во многом выигрывает от того, что он не хардкорный киноклип. Ну и некоторый нудизм отдельных персонажей тоже создаёт атмосферу бреда (и буквального воплощения отдельных метафор книги), конечно, однако, на мой пуританский взгляд, уже перебор.
В общем, всем советую прочитать книгу (есть великолепная аудиокнига, чтец Геннадий Смирнов) и посмотреть экранизацию.
PS Критик Анна Наринская в библиотечной массовке - это очень смешно:)))
Ностальгический кайфовый фильм про Майка, Цоѧ и БГ
Лучший российский фильм последних 30 лет
Американский ответ ДВИЖЕНИЮ ВВЕРХ? Лучший фильм года
В наш век разобщения и пандемии лайки и репосты становятся сущностными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ