Найти в Дзене
Марсель Македонский

А может, по Юлиушу Махульскому?

Поскольку в нашем советском прошлом кинематограф капиталистических стран не особенно приветствовался, многие и многие фильмы наш зритель просто никогда не видел. Они обрушились на нас лавиной, когда рухнули нормы социалистической нравственности, и не имея соответствующего вкуса к новым для нас жанрам – боевик, ужасы, фантастика, – мы вкушали как хорошее, так и отвратительное западное кино, словно манну небесную. Это теперь среднестатистический пользователь соцсетей делает «фи» и страдальчески морщится: мол, у нас-то актеры, у нас-то вот сюжеты. А тогда этот же самый пользователь, истекая слюной, с бессмысленной улыбкой на устах, смотрел фильм за фильмом про Майкла Дудикова и ни о каких квартирах в Москве даже не вспоминал об отечественном кино. Безусловно, это касается не всех, но, учитывая эффект Даннинга-Крюгера, не сомневаюсь, что отыщется немало ортодоксальных ценителей, которые никогда не отходили от честной искренней веры в искусство. Так вот, иностранное кино попадало к нам стро

Поскольку в нашем советском прошлом кинематограф капиталистических стран не особенно приветствовался, многие и многие фильмы наш зритель просто никогда не видел. Они обрушились на нас лавиной, когда рухнули нормы социалистической нравственности, и не имея соответствующего вкуса к новым для нас жанрам – боевик, ужасы, фантастика, – мы вкушали как хорошее, так и отвратительное западное кино, словно манну небесную. Это теперь среднестатистический пользователь соцсетей делает «фи» и страдальчески морщится: мол, у нас-то актеры, у нас-то вот сюжеты. А тогда этот же самый пользователь, истекая слюной, с бессмысленной улыбкой на устах, смотрел фильм за фильмом про Майкла Дудикова и ни о каких квартирах в Москве даже не вспоминал об отечественном кино. Безусловно, это касается не всех, но, учитывая эффект Даннинга-Крюгера, не сомневаюсь, что отыщется немало ортодоксальных ценителей, которые никогда не отходили от честной искренней веры в искусство.

Так вот, иностранное кино попадало к нам строго дозировано, иногда в немного порезанном виде (как «Плата за страх»). В качестве иностранных нам показывали фильмы стран соцлагеря, в частности, польские. Кто ж не знает историю про танкистов и пса Шарика! И особое место в сердцах нашего зрителя снискали фильмы польского режиссера Юлиуша Махульского.

помните "ухо от селедки"?
помните "ухо от селедки"?

«Ва-банк» и «Ва-банк 2» - две криминальные комедии, имевшие огромный успех, главную роль в которых исполнил отец режиссера, Ян Махульский. Нашему зрителю вообще всегда нравились детективные фильмы, а уж с закрученным сюжетом – тем более. Хитро разыгранные комбинации положительных преступников, множество смешных моментов и колоритные персонажи – это было здорово! И по сей день они изредка демонстрируются по телевидению, и имеют немало поклонников.

Немало занятных моментов и в совместном фильме «Дежа вю», в котором незадачливый киллер Джон Поллак влипает в реалии молодой Советской России. Влипает так, что выпутаться уже не может. В картине участвует масса отечественных замечательных актеров. Здесь-то и вовсе торжествует комедийный сюжет, начиная с мафиозных деятелей (под фамилиями Де Ниро, Пачино, Чимино) и заканчивая гротескным предводителем немецких велосипедистов с усиками. Конечно, и большая доля фарса должна восприниматься в нем как должное. Фильм подарил нам множество крылатых фраз:

— Ну, разве это синкопа? Вот — синкопа!

— А погромы будут?
— Будють, будють!

— Передавайте привет товарищу Чаплину от одесской пионерской организации!

— Wait a minute… У меня нет брата.

— Тэпер уже нэт!

— Пятьсот бутылок??
— Ну, их же пять человек было!

Ну, и понятно, была «Секс-миссия», подрезанная для нашего проката, и снискавшая зело крепкую легендарность в сарафанном радио тогдашних кинозрителей. О, каких только сказаний не ходило про этот фильм! По своей запретности и мифологии он не уступал «Синьору Робинзону», в устах дворовых рецензентов превращаясь чуть ли не в «Калигулу».

кадр из фильма
кадр из фильма

Бывало, конечно, что и американские фильмы попадали к нам, повергая в священный трепет (то же «Золото Маккены», например), известную долю славы получили приключения Виннету. Но почему-то именно фильмы Махульского оказались наиболее удачными в плане долгожительства на экранах.

Автор: Джон Дейкер
Редактор: Марсель Македонский

#юлиуш махульский #польское кино