Система управлением движением судов (СУДС) появилась совсем недавно. Первые станции СУДС появились незадолго до массового появления радиолокационных станций на гражданском флоте.
Первые СУДС.
Первыми станциями СУДС считаются станции на острове Мэн в порту Дуглас и в порту Ливерпуль. Эти станции были построены в 1948 году практически сразу после второй мировой войны. Те станции были снабжены скромно, по современным меркам, на станции присутствовала радиолокационная станция и радиостанция.
Во время появления первых СУДС среднестатистические судно не имело радиостанции, не говоря уже об РЛС. Тогда на судах в большинстве своем из систем навигации были бумажные карты, магнитный компас, ручной лаг и секстант.
Хоть и СУДС создавались для упрощения входа и выхода судов из портов, для уменьшения аварийности и увеличение пропускной способности портов из-за отсутствия на судах радиостанций, станции СУДС работали только во время неблагоприятных погодных условий или по запросу.
Когда суда повсеместно стали оборудоваться радиостанциями и РЛС станции СУДС начали переходить на круглосуточную работу для обеспечения безопасности мореплавания. Изначально функцией СУДС была координация движения судов, то есть определение их позиции. Дальше функции СУДС расширились и они стали обеспечивать встречи судов и лоцманов. Лоцмана тогда брали с собой переносную радиостанцию для связи с СУДС.
Сейчас лоцмана тоже берут свои станции, хотя каждое судно оборудовано радиостанциями.
СУДС как система активно развивалась с самого первого дня работы и по 1970 года. Принято считать, что 70е года это окончание первого этапа развития СУДС. На этом этапе закончилось формирование СУДС как системы и началось ее совершенствование. Но и на первом этапе СУДС внесла огромный вклад в безопасность мореплавания возле портов. Прошла путь от морских РЛС, которые просто устанавливали на берегу, до специальных береговых РЛС.
Современные СУДС.
С развитием навигационных и радионавигационных систем, увеличилась точность определения позиции судна, более легкая идентификация судна, благодаря повсеместной установки автоматической системы идентификации (АИС). Развитие электронной картографии позволило точнее вести судно. Совокупность всех этих факторов уменьшила аварийность движения в порту, что повело за собой увеличение безопасности мореплавания в целом.
Скачек развития судовой радионавигации привел к тому, что СУДС отошло на второй план в плане обеспечения навигационной безопасности, но все еще играет большую роль в координации движения судов. В конце 90 СУДС пришлось пережить серьезные изменения. Громоздкие береговые РЛС были вытеснены усовершенствованными морскими РЛС. Так на станции СУДС стали устанавливать станции АИС, что позволило проще идентифицировать подходящие суда. Электронно-вычислительные станции меняются на компьютерные сети.
Все это упростило формирование новых станций СУДС, что и поспособствовало их распространение по всему миру. По данным Международной Ассоциации Маячных Служб (МАМС) по всему миру насчитываться около 500 станций СУДС.
Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи: