Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Виной всему — неудачный опыт транзита власти? Какие события привели Казахстан к нынешней ситуации

Сегодня Казахстан переживает окончание поворотного момента своей истории, начало которому было положено в марте 2019 года, когда многолетний президент государства Нурсултан Назарбаев сложил свои полномочия и инициировал транзит власти. Такого события не происходило ни в одном постсоветском государстве. С самого начала это было связано с определенными политическими рисками, которые проявились в начале 2022 года.

Последние события показали, что транзит власти практически завершен: Нурсултан Назарбаев перестал быть председателем Совета безопасности, хотя эта должность была закреплена за ним пожизненно.

В связи с этим Токаев становится самостоятельной политической фигурой и полноценным президентом, до этого момента всей полноты власти у него не было.

Доказательством этому является следующее. Система, существовавшая после ухода Назарбаева, позволяла ему ограничивать власть нового президента Токаева, благодаря председательству в Совете безопасности и лидерству в партии «Нур Отан», а также пожизненному сенаторству и членству в Конституционном совете. Как председатель Совета безопасности Назарбаев мог контролировать назначение высших должностных лиц государства, включая силовых министров, что позволяло ему осуществлять контроль за ключевыми секторами экономики и государственными институтами. Будучи членом Конституционного совета, Елбасы давал оценку принимавшимся законодательным актам на предмет их соответствия конституции. Фактически Нурсултан Назарбаев обладал правом вето.

Сохраняя позиции фактического руководителя государства, Нурсултан Назарбаев и политическая элита Казахстана стремились сохранить прежний государственный курс, который предусматривал постепенную экономическую либерализацию и взаимовыгодные и равные отношения с «тяжеловесными соседями» (Россией и Китаем) и Евросоюзом и США.

Поскольку власти у Назарбаева оставалось достаточно много, было понятно, что транзит власти будет непростым.

В начале процесс проходил ровно и спокойно, «казахский вариант» транзита стал образцом и стандартом бесконфликтной трансформации политической системы и власти. Это несмотря на то, что система государственной власти получила новую конфигурацию, появился новый влиятельный политический институт — канцелярия первого президента. Таким образом, произошло перераспределение властных полномочий, ранее принадлежавших президенту, между несколькими политическими институтами. Тезис о том, что у второго президента не будет той полноты власти, как у первого, был реализован полностью. Второй президент проявлял себя на начало 2020 года только решением социально-экономических вопросов, чем начал завоевывать популярность и узнаваемость.

Другим приоритетом Токаева стала реализация его инициативы «слышащего государства», которая заключалась в конструктивном диалоге государства и общества. В рамках этой инициативы был создан Национальный совет общественного доверия при президенте, который стал площадкой, на которой обсуждалась возможность проведения экономических и политических реформ.

Значимым событием в политической жизни страны стала передача председательства в партии «Нур Отан» действующему президенту. Партия формирует не только парламентское большинство, но и занимается подбором, воспитанием и расстановкой руководящих кадров. Это послужило сигналом к тому, что Елбасы постепенно передает рычаги управления страной Токаеву, что медленно, но верно уводит государство от «двуумвирата». На тот момент говорить об окончании транзита власти было рано, потому что Назарбаев оставил за собой Совет безопасности и Фонд национального благосостояния — пульт управления экономикой Казахстана.

Окончание транзита власти ускорили события в Казахстане в первые дни 2022 года, которых никто не ожидал. Сейчас, когда Назарбаев перестал занимать пост председателя Совета безопасности, встает вопрос: по праву ли его занял нынешний президент Казахстана? Потому что об этом ничего не сказано в действующей конституции страны.

На просторах интернета гуляет версия, что имеющие место события в Казахстане искусственно организованы некими представителями политической элиты страны, которая устала от затянувшегося транзита власти. При этом старательно отводится подозрение как от первого, так и от второго президента, но выпячивается тот факт, что последний использовал протесты, чтобы заполучить себе оставшиеся рычаги государственной власти и «вычистить» из государственных органов назначенцев и родственников Елбасы. Так ли это, покажет время.

Автор статьи: Александр Черный

Фото: из открытых источников