Вспыхнувшие в Казахстане волнения стали для России неожиданностью, — считает Кристиина Сильван, исследователь из Института международных отношений Финляндии.
Iltalehti, 07.01.2022. Magnus Brunssberg
После российских действий на Украине в 2014 Казахстан стал сдержаннее относиться к России. Политолог полагает, что казахстанские власти стремятся ослабить влияние России в стране. Тем не менее эти два государства остаются союзниками.
— После Белоруссии Казахстан — ближайший союзник России. Если России удастся справиться в Казахстане, правительство Токаева останется в долгу у Москвы.
Для России стало бы проблемой, если бы политические реформы, о которых говорят протестующие, воплотились бы в жизнь. По словам Сильван, для России первостепенное значение имеет то, чтобы у власти осталась прежняя элита. В свою очередь, демонстранты хотят, чтобы эта самая элита, вцепившаяся в деньги и в свои кресла, была бы полностью изгнана из руководства страны.
Сильван не верит в ностальгию России или её президента по советским временам. Скорее, речь идёт о стремлении вновь ощутить себя великой державой.
— Эксперты сходятся во мнении, что те российские политики, которые мечтают присоединить страны бывшего СССР к России, находятся в маргинальном положении. Что же касается Путина, то в его случае речь идёт о желании возвратить статус великой державы, который имелся у страны в советское время.
Для ОДКБ это первый случай в 20-летней истории организации, когда она практически единым фронтом приходит на помощь одному из своих участников.
Но возникает вопрос: не является ли эта организация, объединяющая постсоветские страны, ширмой, за которой Россия может реализовывать собственные интересы?
— Если бы речь шла о сугубо российской интервенции, это выглядело бы заметно хуже, чем то, что власти Казахстана запросили поддержку от ОДКБ, в которую сами входят.
Сильван также напоминает о том факте, что, к примеру, от Армении в Казахстан по имеющимся данным направляется 70 военнослужащих. Российских же солдат ожидается 3000.
Таким образом, ОДКБ будет представлена в Казахстане неравномерно. Эксперт считает это любопытным фактом, поскольку для России возможность мобилизовать эту организацию — вопрос престижа.
— Для России удобнее, чтобы участвовали все входящие в ОДКБ страны.
В 2010 Россия отказалась предоставить помощь Киргизии. Основная причина виделась в том, что Россия не хочет вмешиваться во внутренние конфликты центральноазиатских государств.
Такая трактовка сейчас выглядит как минимум устаревшей.
— Сейчас мы видим, что Россия как раз хочет, или как минимум готова вмешиваться во внутренние дела этих стран.
Для России нестабильность в Казахстане была бы губительна. Главный интерес России в этом ставшем для неё сюрпризом конфликте, по мнению эксперта, заключается в том, чтобы Казахстан не пошёл по демократическому пути.
— Стабильность авторитарного режима имеет для России первостепенную важность, поскольку если во власти в Казахстане возникнет вакуум, который начнёт заполнятся демократическими методами, это ни в коем случае не будет России на руку. Они опасаются, что к власти могут прийти те, с кем сотрудничать будет сильно сложнее, чем с нынешними властями. Кроме того, изменения могут вдохновить и российскую оппозицию.
Что касается Финляндии, то Сильван считает, что события в Казахстане на неё не повлияют. Объяснение этому простое.
— Россия не считает Финляндию союзником или партнёром. Отношения с Казахстаном у неё особые, и они теснее, чем отношения с Финляндией.
Вряд ли эта ситуация изменит что-то и на Украине, считает эксперт. По крайней мере, на данный момент на это ничто не указывает.
— Если операция в Казахстане будет относительно небольшой и короткой, то у России по-прежнему будут оставаться ресурсы для нападения на Украину.