Когда у ребёнка не получается, его часто ругают «ты что, не можешь СРАЗУ НОРМАЛЬНО сделать? Откуда руки у тебя растут?»
Постепенно боль от того, что наругали - то есть не приняли, оттолкнули все делаете помочь, порадовать - замещает это желание.
Ребёнок перестаёт «мешать», а потом, лет через несколько, родители с удивлением обнаруживают, что ребёнок ничего не помогает и не хочет, не стремится к деятельности, уходит в себя и у него ничего не получается.
Тот прошлый опыт, который психоаналитики называют импринтами, мешает и начать деятельность, создавая страхи, что не получится, и мешает сделать правильно, даже зная все инструкции - потому что надо подтвердить себе, что «ничего не может с первого раза и что руки не из того места».
И при этом жизненно необходим становится чтобы все с первого раза.
Такой парадокс отчаянного крика внутреннего ребёнка: ну скажите мне что я хороший! Ну полюбите меня наконец! Ну обратите на меня внимание и скажите хоть что-то приятное, пожалуйста...
Обычно когда внутри живет такой несчастный ребёнок, редко доволен собой и своими результатами.
Сразу внутри включается критик.
И, вроде все вокруг хвалят, то что девушка приготовила. А она краснеет, бледнеет, пыхтит и сопит, с чувством подвоха.
Так не может быть, нет-нет!
Меня не за что хвалить.
У меня руки не оттуда растут.
Даже яичницу не могу приготовить «как следует».
И при этом сама кулинария, кстати, может стать психотерапией для неё.
Кто спокойнее выслушает, чем сковорода или кастрюля?
Им можно поведать любые тайны, они будут молчать для всех.
И, сосредотачиваясь на процессе приготовления пищи, смещая свой фокус внимания с собственной боли и переживаний на продукты, на их особенности, свойства, на сам процесс готовки - постепенно происходит исцеление души.
Вместо постоянного прокручивания мысли и эмоции «ну почему» происходит концентрация на процессе. На том, что делаешь, а не на том, что когда-то было.