Примером самоотверженного служения Богу является жизнь отца Николая. Он был последним настоятелем Никольского храма п. Добринка Липецкой области, разрушенного в 30-е годы ХХ столетия по распоряжению местных властей. Когда после Октябрьской революции в России стали насаждать воинствующее безбожие, отец Николай сделал все, чтобы удержать народ в вере, и без колебания пожертвовал своей жизнью во имя торжества Православия.
Протоиерей Николай Добротворцев родился 11 ноября 1860 года в селе Борисовка Лебедянского уезда (ныне – Добровского района Липецкой области).
В 1879 году Николай закончил четырехклассное духовное училище и, успешно сдав экзамены, поступил в Тамбовскую духовную семинарию, которую закончил в 1885г.
В 1888 году женился на девице Анне Любвиной, младшей дочери настоятеля Никольского храма села Чуевка (ныне – районный центр Добринка) Гавриила Климентовича Любвина и стал настоятелем этого храма.
Особую любовь он имел к совершению Богослужений, просвещению прихожан, обучению детей.
В 1903 году Священный Синод наградил протоиерея Николая за образцовое исполнение обязанностей заведующего сначала школы грамоты, а потом – церковно-приходской школы наградной Библией.
У отца Николая и матушки Анны было пятеро детей: два сына и три дочери, которых родители воспитывали в Православной вере, любви, строгости. И они выросли достойными людьми. Старожилы Чуевки тепло вспоминали дочерей батюшки: Ольгу, Веру и Софию, они работали учительницами в добринской и чуевской школах.
Отец Николай любил нашу Родину – матушку Россию. Его имя есть в списке жертвователей, которые в 1904 году внесли деньги на поддержку русской армии в войне с Японией.
Наступил 1917 год, и произошло то, о чем предостерегал отец Николай: «Ум без веры в Бога – ничто»...
Жизнь отца Николая в этот период напоминала хождение по канату над глубокой пропастью.
Но в 1923 году отца Николая арестовали в первый раз прямо в храме на Богослужении «за участие в контрреволюционной церковной группе». Доказательств контрреволюционной деятельности батюшки найти не удалось, и его освободили.
Шел 1930 год. 70-летний настоятель Никольского храма попал под молот раскулачивания. У батюшки отняли дом и имущество, а его с матушкой выгнали на улицу. И пошли они, куда глаза глядят…
Бесчеловечность властей тяжело отразилась на здоровье матушки Анны. Через несколько месяцев после изгнания из дома и скитания по квартирам она скончалась 3 марта 1931 от парализации.
Летом 1933 года Никольский храм, не объявляя об этом официально, фактически закрыли. По распоряжению властей его превратили в склад для хранения зерна.
Страшное горе обрушилось на православных христиан Чуевки 1 сентября 1936 года: в этот день началось разрушение Никольского храма. Сотни прихожан пришли его защищать. Батюшка был тут же. Ходил вокруг церкви и молился, чтобы безбожники одумались. Даже ярые атеисты не осмеливались в присутствии священника святотатствовать.
Отца Николая схватили и, избивая, потащили к милицейской машине. Верующие окружили храм, не давая выносить иконы. Люди бросались под колеса автомашин. От церкви остались только стены. После ремонта там разместили среднюю школу. Батюшку, продержав несколько дней в отделении, отпустили.
Арестовали отца Николая 2 января 1938 года, не имея против него ни одной существенной улики. В этот же день его доставили в тюрьму г. Борисоглебска.
Допрашивали его спустя два дня после ареста, 4 января 1938 года. Не имея заявления на отца Николая, сотрудник НКВД требовал от него признания в контрреволюционной агитации, Батюшка держался с достоинством.
Не желая лгать и унижаться, отец Николай прямо сказал следователю: «Запишите. Да, я ненавижу партию и Советскую власть. Хочу сказать только, что, проводя агитацию против Советской власти, я надеялся на ее свержение, на восстановление не только тех благополучий, которыми пользовалось духовенство при Царском правительстве, но и на восстановление власти Царизма».
Уже после допроса священника срочно нашли четырех лжесвидетелей.
Батюшка не отрекся от Господа, от Государя Николая Александровича, никого не предал, не назвал ни одного имени тех, кто разделял его взгляды, и мужественно взошел на свою Голгофу.
Приговор тройки Управления НКВД Воронежской области от 9 января 1938 года гласил: священника Добротворцева Николая Ивановича, раскулаченного в 1930 году, до ареста бродячего попа – РАССТРЕЛЯТЬ. Он и не ждал ничего иного от слуг сатаны.
На территории бывшего концлагеря близ селения Чигорак 27 января 1938 года расстреляли и закопали в общей могиле 78-летнего протоиерея Николая Добротворцева, как и тысячи других невинно убиенных православных христиан.
Жарким летом 1946 год пастухи обратили внимание на ярко-зеленое пятно сочной травы неподалеку от Матрюшкиной горы. Осмотрели это место и обнаружили появление святого источника. Вода, размыв землю, обнажила корни дуба, и стекала по ним, напоминая ручьи слез.
В 2002 году над местом массовых расстрелов священнослужителей, на вершине Матрюшкиной горы был установлен Поклонный крест, чуть поодаль построена часовня во имя Новомучеников Российских, убиенных в годину гонений за веру Христову.
В 1989 году прокуратура Липецкой области, изучив архивно-следственное дело, посмертно полностью реабилитировала настоятеля Никольского храма протоиерея Николая Добротворцева.
Батюшка не причислен к лику святых. Но мы верим, что своей мученической кончиной он заслужил у Господа Бога права молиться за нас, грешных. Батюшку всегда поминают в Никольском храме, и он, конечно, тоже молится за нас.