Найти тему

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Это доброе и радостное торжество по значимости для нас, православных людей, не менее важно, чем «праздник праздников» - Святая Пасха. Сегодня мы отмечаем приход в наш мир средоточия любви и надежны на спасение – Иисуса Христа.

Современному человеку сложно объяснить, почему в Священном Писании нет точной даты рождения Богомладенца, лишь косвенные указания. Дело в том, что во времена Спасителя на Его родине не было традиций отмечать дни рождения и вести им счет. Жизнь велась от события к событию: роды, принесение в храм, признаки полового и социального взросления, вступление в брак, рождение детей и т.д.. Даты появления на свет стали особым образом отмечать позже, лишь под влиянием греческой культуры.

Но в Новом Завете есть немало отсылов к историческим личностям и событиям, достоверно происходившим в определенные годы. Например, мы знаем, что Мессия родился во правление царя Ирода и прожил при нем не менее 2 лет (поскольку царь в поисках Иисуса велел убить всех младенцев от двух лет и младше). Знаем, что Рождество случилось в год проведения переписи и ряд других фактов, которые позволили богословам установить год.

Но вот точный день мы не знаем, хотя на 25 декабря (7 января по новому стилю) указывает уже римский месяцеслов середины 4 столетия. Ученые полагают, что привязка Рождества Христова именно к этой дате связана с необходимостью вытеснить значимым христианским торжеством языческий праздник Солнца, который отмечался в эти дни в Риме. В этом была и другая логика: с появлением Богомладенца над миром взошло Солнце истины.

Изначально Рождество Христово праздновалось одновременно с Богоявлением (Крещением) – 6 января по старому стилю, 19 по новому. Эта традиция оказалось более устойчивой для восточной Церкви, но с 4 века повсеместно распространяется обычай праздновать рождение Спасителя именно 25 декабря. Этой даты придерживаются уже такие столпы христианской мысли, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их авторству принадлежат и первые проповеди на Рождество Христово.

После реформы 1582 года Папы Римского Григория ХIII старый юлианский календарь был подвергнут коррекции. Фундамент и григорианского, и юлианского календарей был общим – время от весеннего равноденствия до весеннего равноденствия. Однако первый предлагал учитывать только движение Солнца, а второй - еще и ориентироваться на звезды, что с точки зрения даже современной астрономии более верно. Так возникло различие между старым и новым стилями в 13 суток.

И вопреки тому, что старый, юлианский, стиль был более точен, процесс унификации мирового летоисчисления одержал победу. И уже в прошлом столетии на григорианский стиль перешла Америка и почти вся Европа, включая некоторые православные страны: Болгария, Румыния, Сербия, Греция. Однако Русская Православная Церковь сохранила верность исконным обычаям и древнему календарю, точно также как православные Церкви Иерусалима, Сербии, Грузии, обители святого Афона.

Почему же мы так твердо стоим именно на этом календаре? Постановление Священного Синода 1998 года на этот вопрос отвечает так: в русской церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. Но при этом между календарями нет конфронтации. Ведь христиане всего мира празднуют не «красный день календаря», а величайшее событие – Рождество Спасителя.

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич

В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)