Каждый урок, как очный, так и реальный на трассах, так и видео урок разделен на 2 части. В первой я объясняю теорию, показываю новую технику в статике и на ровной поверхности. Сначала без использования препятствий, затем добавляя их. Во второй части показываю, как применить новый навык на реальных трассах.
Ступени прогресса:
Каждый урок проходит по определенному плану. Для того, чтобы проще освоить новый навык необходим постепенный прогресс - от понимания новых движений до их применения на трассе я использую 4 ступени.
Введение - изложение информации, начало тренировки сначала в статике, затем на ровной поверхности. В начале обретения нового навыка препятствия не используются.
Развитие навыка - Улучшаем понимание и выполнение новой техники. Развиваем и закрепляем полученный навык. Добавляем простейшие препятствия, например конусы для поворотов или палку для ориентира при поднятии колес. Добавляем специальные управднения. Меняем скорость и расстояние до препятствий.
Экспериментируем - Развиваем навык на большей скорости, усложняем препятствия и пробуем применить новый навык на простейших трассах. На этой ступени мы много катаемся, пробуем применять новый навык в различных условиях. Здесь будет меньше обучения и демонстрации, больше катания под наблюдением тренера и постоянная обратная связь.
Применение - закрепление полученного навыка в более сложных условиях, на различных трассах. Наконец пришло время получать удовольствие от осознанного катания, применяя новую технику. На этой ступени, в большинстве случаев вы можете сами контролировать себя, лишь в сложных случаях требуется обратная связь и небольшая коррекция движений от тренера.
Каждая ступень состоит из нескольких или многих тренировочных циклов, которые можно описать известным выражением - "искусство маленьких шагов". Кратко каждый микроцикл можно описать так: Объяснение - дается необходимая теория о том ЧТО нужно делать, КАК это делать и ЗАЧЕМ это нужно. Далее идет демонстрация правильного выполнения техники инструктором. Затем, примерно 60% времени микроцикла происходит практика - то есть ученик пробует выполнить те или иные движения, а инструктор наблюдает за ним. Ну и в конце каждого микроцикла ученик получает обратную связь, то есть инструктор отмечает, что ученик сделал хорошо и правильно, и над чем нужно еще поработать.
Методика PMBIA
Я обучаю райдеров начального, среднего и продвинутого уровня, используя методику канадской школы PMBIA, а также свой многолетний опыт катания. В основе методики – два различных принципа обучения. Один основан на тренировках отдельных скиллов, второй на обучении маневрам.
Основа методики – четкое разделение всех возможных действий, выполняемых любым человеком при катании на горном велосипеде на 6 «скиллов» или умений. Все они логично выстроены в пирамиду, а обучение происходит поступательно, от простого и жизненно необходимого к сложному и увлекательному.
Скилл – это фундаментальный компонент катания на маунтинбайке. Все 6 шесть компонентов всегда работают вместе, а правильное их использование – залог безопасного и эффективного катания.
Что такое маневр? Это «трюк» (прием) или движение, которое выполняет человек, используя скиллы. Поворот это маневр, поднятие переднего или заднего колеса, баннихоп, прыжок с трамплина или дропа – примеры маневров.
Райдер, не достаточно хорошо владеющий скиллами, не сможет правильно выполнять маневры. Например, если человек не может держаться по центру байка или наклонять байк под собой, он не сможет уверенно поворачивать. Тем не менее, в некоторых ситуациях, обучение маневрам может стать толчком в освоении отдельного скилла. Например, пытаясь научиться правильно поднимать переднее колесо, человек будет развивать Контроль давления и Тайминг и координацию.
Обучение скиллам
Обучение отдельным скиллам является самым эффективным методом улучшить навыки катания. Так как скилл является фундаментальным компонентом, его развитие позволяет кататься увереннее на любых трассах. Это делает процесс обучения максимально эффективным и ценным для ученика. Улучшая один скилл, райдер будет лучше выполнять многие маневры. Например, правильное положение на байке позволяет уверено поворачивать и тормозить, а умение нагружать и разгружать байк поможет не только справиться с рельефом на скорости, но и позволит научиться прыгать через препятствия, преодолевать трамплины и дропы.
Изначально обучение маунтинбайку основывалось на отработке конкретных трасс или маневров. Такой подход имеет место быть, но он уступает по эффективности обучению отдельным скиллам. Если вы учитесь проезжать конкретный участок трассы или осваиваете отдельный маневр, это ограничивает опыт конкретной ситуацией. Кроме эффективности и универсальности, обучение отдельным скиллам имеет и другие достоинства:
Структуризация знаний
Разбивка всех движений, используемых в спорте на различные «Скиллы», а сами скиллы на компоненты, помогает организовать знание о том, как мы катаемся в логическую, простую для понимания структуру. Благодаря этому, как ученикам, так и инструктору проще отслеживать прогресс и понимать, в каком направлении двигаться дальше.
Простота
Обучение одному скиллу позволяет сконцентрироваться на конкретных простых действиях, не отвлекаясь на все остальное. Ученики естественным образом прогрессируют от простого к сложному. Чем меньше вам необходимо понять, запомнить и применить на практике, тем быстрее получится освоить новые приемы.
Анализ
Одна из важнейших задач инструктора – анализ действий учеников, то есть умение увидеть и осознать, что они делают и дать им понятную обратную связь. Обучение отдельным скиллам помогает инструктору быстрее увидеть сильные стороны учеников и их ошибки, так как на конкретном уроке необходимо следить только за определенными движениями.
Прогресс
Система 6-ти скиллов, каждый из которых имеет свои компоненты, позволяет прогрессировать естественным образом, от фундаментальных скиллов к более сложным для понимания и выполнения. Обучение всегда начинается с отработки правильного положения на байке, стойки, баланса и управления тормозами. Освоив базовые навыки, можно быстро прогрессировать дальше, так как выполнение сложных движений в поворотах и на рельефе возможно только в стабильном положении. Эта система помогает не только проще анализировать действия учеников, но и понимать, над чем надо работать в первую очередь.
Обучение райдеров различного уровня
Скиллы одинаковы для всех людей и типов трасс, вне зависимости от способностей райдера и типа его байка. Это позволяет эффективно тренировать в одной группе учеников разного уровня.
Обучение начинающих – постепенный прогресс:
Вне зависимости от уровня начинающего райдера система 6 скиллов дает простой и понятный метод эффективного обучения. Новички сначала осваивают базовые скиллы, тогда как более подготовленные райдеры могут сразу перейти к более сложным приемам, попутно совершенствуя базовые навыки.
Обучение опытных райдеров – анализ и совершенствование
В обучении опытных райдеров, в первую очередь необходимо покататься вместе по различным трассам и понять, какие скиллы следует развивать в первую очередь, чтобы улучшить владение байком. Также я учитываю пожелания учеников, и при возможности сразу переходим к обучению желаемым навыкам. Дальнейший анализ техники катания помогает решить, в каком направлении двигаться дальше.
Обучение маневрам
Сложный рельеф и всевозможные препятствия заставляют маунтинбайкера выполнять огромное количество специальных маневров во время катания. Поднятие переднего колеса (вилли, мэнуал), поднятие заднего колеса, баннихоп, трэкстэнд (стояние на месте), переставка заднего колеса, прыжки с дропов и трамплинов включают в себя набор определенных скиллов и существенно отличаются в плане биомеханики их выполнения. Для того, чтобы стать уверенным в себе райдером, способным безопасно преодолевать любые трассы, необходимо освоить эти маневры.
Маневры – это инструменты, помогающие лучше справляться с трассами. Например, если мы можем поднять переднее колесо, нам будет проще переезжать через препятствия. В каждом маневре, как и во всем катании в целом, используются все 6 скиллов. Тем не менее, каждый из них требует сфокусироваться на отдельных скиллах больше, чем на остальных. Например:
- Поднятие переднего колеса вращением педалей: Использование органов управления и Позиция и Баланс
- Прыжки: Позиция и Баланс и Контроль Давления
- Переставка заднего колеса: Позиция и баланс, Использование органов управления
- Проезд по узкому мосту – Понимание рельефа и Позиция и Баланс