В неминуемости собственного задержания Королёв был почти уверен. Ведь были арестованы несколько сотрудников Реактивного института. Королев ждал. Вопрос был только в том, когда это произойдет.
И вот вечером 27 июня 1938 года, возвращаясь с работы, жена Сергея Павловича Королева около дома заметила двух мужчин, как выяснилось позднее - это были сотрудники НКВД Решетняк и Комиссаров, которые пришли за ее мужем.
С.П. Королёв был арестован и осужден на 10 лет заключения в исправительно-трудовом лагере.
#С.П.Королева арестовали. Его обвинили в том, что он якобы является членом троцкистской антисоветской контрреволюционной группы, что занимался вредительством в области военной техники.
Королёв подписал заявление, в котором сознался «в антисоветской вредительской деятельности». Над ним издевались, били, но причина такого признания ложных обвинений в другом: его шантажировали, пообещав, что если Сергей Павлович не сознается, то его жену тоже арестуют, а маленькую дочку, на тот момент ей было три года, отправят в детский дом.
Через три месяца, #27 сентября 1938 года, #Королёва приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. В заключительном слове Королёв сказал, что виновным себя не считает и отрицает данные ранее показания. Он сообщил, что к контрреволюционной организации никакого отношения не имеет.
Королев ненавидел золото
В апреле 1939 года Сергей Павлович был этапирован на Колыму, на #золотой прииск Мальдяк. Пройдя на этом прииске все круги ада гулаговской каторги, он на всю оставшуюся жизнь возненавидел золото.
Король… Из ваших. Вряд ли поправится
Когда в лагере появился #Михаил Александрович Усачёв, бывший #директор Московского авиазавода, он решил навести там порядок. Михаил Александрович Усачёв был ранее директор Московского авиазавода, где построили тот самый самолет, на котором #разбился Чкалов.
Будучи бывшим тренером по боксу, он быстро приструнил "местного авторитета", который издевался над «врагами народа». В одной из палаток "местный авторитет" показал Усачёву очень ослабевшего узника: «Король… Из ваших. Вряд ли поправится». По настоянию Усачёва больного цингой Сергея Павловича перевели в санчасть, где его удалось поставить на ноги.
Этот поступок Сергей Павлович запомнил
Спустя годы, в начале шестидесятых, когда Королёв станет #Главным конструктором, он разыщет своего спасителя, Усачёва, и примет на работу заместителем главного инженера опытного производства. А пока… Родители и супруга Сергея Павловича всячески добивались пересмотра приговора, заручившись поддержкой известных летчиков М.М.Громова, #В.С.Гризодубовой и авиаконструктора #А.Н.Туполева.
ЦКБ на улице Радио в Москве
Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) создал закрытое Центральное конструкторское бюро (ЦКБ), расположившееся в переоборудованном охраняемом здании на улице Радио в Москве. Туда отправили А. Н. Туполева и других «врагов народа»: конструкторов и инженеров авиации.
Я бы не выдержал колымского «курорта»
В 1940 году дело по обвинению С.П.Королева было пересмотрено и срок сокращен до 8 лет. После этого Сергей Павлович был направвлен в ЦКБ-29 НКВД СССР под руководством А.Н. Туполева, участвовал в создании фронтового бомбардировщика Ту-2. Тогда же работал над созданием управляемой аэроторпеды и ракетного перехватчика.
Худой, усталый, с нездоровым цветом лица и темными кругами под глазами – таким предстал перед коллегами Королёв. «Очень устал. Еще два-три месяца, и я бы не выдержал колымского «курорта».
В 1942 г. был переведен в ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе No 16, где велись работы по ракетным ускорителям для авиации.
Шесть лет чуть не день в день
"В 1938 году т. Королёв был арестован и осуждён за вредительскую деятельность, из заключения освобожден в 1944 году со снятием судимости".
Письмо заведующего сектором Промышленно-транспортного отдела ЦК КПСС И.Д. Сербина Заведующему Промышленно-транспортным отделом ЦК КПСС тов. Кузьмину И.И. 16 ноября 1953 г. Исторический архив. 2007. No 6. С. 25.
В августе 1944 года С.П. Королёв был досрочно освобождён со снятием судимости.
«На два года раньше, – позднее напишет Королёв. – Шесть лет чуть не день в день».
А в 1945 г., после окончания войны, Сергей Павлович был направлен в Германию для изучения немецкого ракетного вооружения и реконструкции баллистической ракеты ФАУ-2. В научно-исследовательском институте «Нордхаузен» он был главным инженером и техническим руководителем.
Читайте далее
Нордхаузен, Королев и ракеты ФАУ-2